Клуб ОЦО подготовил исследование Портрет ОЦО-2022 для того, чтобы выяснить каков же он, – типичный Общий центр обслуживания? Мы проанализировали данные, которые предоставили 142 сервисных центра из различных городов России для проекта Клуба «Карта ОЦО». В итоге мы выяснили, что средний возраст российского ОЦО – 10 лет, основной функционал – финансово-бухгалтерский и кадровый, среднее количество сотрудников центров – около 800 человек, при этом более 80% персонала – женщины. О других выводах на основе данных ОЦО – в нашем материале.
Срок работы ОЦО
На основе информации, которую предоставили ОЦО, можно выделить два пика, когда в России наиболее активно открывались сервисные центры, – 2013-2014 годы и 2017-2019 годы. При этом, по данным Клуба ОЦО, большинство российских ОЦО (29%) работают в индустрии более 10 лет (с 2012 года и ранее), на втором месте (26%) – центры, которые работают на рынке ОЦО более 6 лет (открыты с 2013 по 2016 годы) на третьем (20%) – центры со сроком работы более 4 лет (начали работу с 2017 по 2018 годы). Таким образом, можно говорить о достаточно зрелой индустрии сервисных центров в России.
Организационная форма и локации ОЦО
Большинство опрошенных ОЦО (70%) функционируют как отдельные юридические лица, 23% – бизнес-подразделения в составе группы, и только 7% – часть глобальной корпоративной структуры.
Наиболее популярные города присутствия традиционны – помимо Москвы, это Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Ярославль, Воронеж. О том, на что ОЦО обращают внимание при выборе локации, можно прочитать здесь. https://sscclub.ru/article/vybor-lokacii-dlja-oco-sem-vazhnyh-voprosov/
Что интересно: хотя дистанционный формат работы в ОЦО высоко развит и центры привлекают на работу специалистов из других регионов, однако зависимость зарплат в регионе от количества ОЦО сохраняется. В самых популярных локациях ОЦО средняя зарплата выше, чем средний уровень зарплат по России. Актуальные зарплаты на наиболее востребованных в ОЦО позициях в разных регионах России можно посмотреть в проекте Клуба ОЦО «Карта зарплат» https://sscclub.ru/paymap/
Численность центров и количество обслуживаемых юридических лиц
По данным Клуба ОЦО, у 40% Центров численность сотрудников от 101 до 500 человек. На втором месте – ОЦО с численностью более 1000 человек (20%), примерно одинаковое количество центров с численностью до 100 чел. (18%) и от 701 до 1000 чел. (15%).
Таким образом, средняя численность центров – 759 человека, минимальное количество сотрудников – 11 человек, а максимальное – более 6 тыс. человек.
Среди основных клиентов ОЦО подавляющее большинство (около 85%) – компании внутри группы, большинство ОЦО обслуживают от 50 до 100 бизнес-единиц (30%), в среднем центры обслуживают 47 бизнес-единиц.
Функционал центров
Большинство ОЦО, предоставивших данные Клубу ОЦО, оказывают финансово-бухгалтерский функционал (86%), сервисы по управлению персоналом (66%). Далее по популярности идут казначейская функция (51%), архивное делопроизводство/документооборот (43%), дебиторская задолженность (41%). Наименее популярная функция, переводимая в российские ОЦО, – продажи и маркетинг (13%).
При этом за последние три года в ОЦО наряду с бухгалтерским и кадровым функционалом активно передавалась функция архивного производство и документооборота (36%).
Вывод
Вопрос об эффективности централизации функционала для большинства компаний уже не стоит, бизнес понимает все выгоды от этого проекта. Основные эффекты, на которые рассчитывает большинство компаний — это повышение прозрачности и управляемости процессов (91%), а также снижение стоимости обслуживания функций (91%).
Вместе с тем, в ОЦО по-прежнему наиболее часто выводятся именно традиционные функции, а экспертный функционал, о важности перевода которого так часто говорят представители ОЦО, пока остается в головных компаниях.
Использование ЭЦП в ОЦО
Клуб ОЦО провел экспресс-опрос среди центров обслуживания, чтобы выяснить, на кого оформлены ЭЦП для сдачи отчетности и подачи запросов, требований и уведомлений на них, а также какие виды ЭЦП используются во внутреннем документообороте. Представляем вашему вниманию результаты опроса: Категории сотрудников ОЦО, на которых оформлены ЭЦП для сдачи бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности В большинстве центров […]
Сроки закрытия МСФО: результаты опроса
Клуб ОЦО провел экспресс-опрос, чтобы выяснить, в какие сроки ежемесячно формируется МСФО-отчетность в центрах обслуживания. Данные предоставлялись в разбивке по отдельной компании (бизнес-единице) и по группе в целом. На основании ответов 49 респондентов представляем вашему вниманию результаты опроса. Рабочий день месяца, следующего за отчетным, на который ежемесячно формируется МСФО-отчетность по отдельной компании (бизнес-единице) в рамках […]