Клуб ОЦО традиционно в конце года готовит исследование, которое позволяет оценить основные характеристики российской индустрии бизнес-сервиса и дает ответ на вопрос «Каким является сегодня типичный центр обслуживания». В итоге мы выяснили, что средний возраст российского ОЦО — 9 лет, основной функционал – финансово-бухгалтерский и кадровый, среднее количество сотрудников центров – около 700 человек. О других выводах на основе данных проекта «Карта ОЦО» – в нашем материале.
В обзоре «Портрет ОЦО-2023» проанализированы данные, которые предоставили 167 сервисных центров из различных городов России для проекта Клуба «Карта ОЦО». По различным экспертным оценкам, это составляет порядка половины всех российских центров бизнес-сервиса. В этом году к исследованию добавилось 25 центров, 8 из которых были созданы в 2022-2023 годах.
Возраст ОЦО
На основе информации, которую предоставили ОЦО, можно выделить два пика, когда в России наиболее активно открывались сервисные центры, – 2013-2014 годы и 2016-2020 годы.
При этом, по данным Клуба ОЦО, большинство российских ОЦО (36%) работают на рынке 6-10 лет (открыты с 2014 по 2018 годы); на втором месте (33%) – центры, которые работают в индустрии более 10 лет (открыты в 2013 г. или ранее); на третьем (31%) центра со сроком работы 5 лет и менее (начали работу в 2019 году и позднее)
Организационная форма и локации ОЦО
Большинство опрошенных сервисных центров (66%) функционируют как отдельные юридические лица, 34% из них – это либо бизнес-подразделение в составе одной из компаний группы, либо являются централизованной функцией и даже не выделены в отдельное подразделение.
Наиболее популярные города присутствия традиционны – помимо Москвы, это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Новосибирск, Ярославль, Красноярск. В каждом из этих городов расположено не менее 7 различных центров.
Численность центров и количество обслуживаемых юрлиц
Наиболее типичным для российской индустрии бизнес-сервиса является ОЦО в котором работает от 101 до 500 сотрудников. Таких центров, по данным Клуба — 40%. На втором месте – ОЦО с численностью менее 100 человек (20%). Примерно столько-же крупных центров, в которых работает более 1000 сотрудников (19%).
Средняя численность центров – 693 человека, минимальное количество сотрудников – 11 человек, а максимальное – более 7 тыс. человек.
В 2023 году, лишь 5 центров, из зарегистрированных на карте ОЦО, работали как аутсорсинговые компании — только с внешними клиентами. Подавляющее большинство — 85% центров поддерживают бизнес-процессы компаний своей группы (внутренние клиенты). И еще небольшая часть центров (12%) предоставляют услуги как внутренним, так и внешним клиентам.
В среднем центры обслуживают 49 бизнес-единиц. При этом, самой распространенной категорией оказались ОЦО с менее чем 10 клиентами (26%).
Функционал центров
Самые распространенные функции, преданные на обслуживание в сервисные центры — это финансовые сервисы (бухгалтерская и налоговая отчетность) — 87%, и HR — сервисы (администрирование и расчеты с персоналом) 67%. Далее по популярности идут казначейская функция (52%), архивное делопроизводство/документооборот (41%), дебиторская задолженность (41%).
С результатами исследования индустрии бизнес-сервиса в 2022 году, вы можете ознакомится в статье Портрет ОЦО 2022
Какую систему электронного документооборота выбирают ОЦО
Короткий опрос Клуба ОЦО. Поделитесь с коллегами информацией о том на какой СЭД работает ваш центр