Финансовые функции и управление персоналом чаще всего выводятся в ОЦО, при этом большинство действующих сегодня сервисных центров являются многофункциональными. Такой вывод мы сделали, проанализировав данные, полученные от центров обслуживания в процессе составления Карты Индустрии. Впервые в одном исследовании удалось собрать информацию из 125 ОЦО России, Украины и Казахстана — это рекордная цифра в истории индустрии. Результаты данного исследования были представлены в рамках конференции Общие Центры Обслуживания в апреле 2021 года.
Годы создания ОЦО
Первый пик открытия ОЦО в России пришелся на 2010 год, именно в этот период начали работы многие ОЦО, которые сегодня являются лидерами индустрии, такие как Центр Корпоративных Решений, «Сибур-ЦОБ», ОЦО «Ростелеком» и ЛУКОЙЛ-МЦПБ. Второй пик запуска ОЦО пришелся на 2014 год: «ОЦО Метинвест» в Украине, «ТехноНИКОЛЬ», ЦОБ КАМАЗ и другие. И еще одна волна создания центров приходится на 2017–2019 годы.
Количество обслуживаемых бизнес-единиц
Одна из основных целей создания ОЦО — экономия на масштабе, которая достигается, если сервисный центр обслуживает одновременно большое число предприятий. Именно поэтому в ходе бенчмаркинга сервисные центры часто считают коэффициент — отношение количества сотрудников центра к количеству сотрудников обслуживаемых предприятий: чем ниже этот коэффициент, тем выше производительность ОЦО. Соответственно, можно говорить, что чем больше бизнес-единиц обслуживает один сервисный центр, тем выше его эффективность. Согласно исследованию Клуба ОЦО, 40% ОЦО обслуживают от 11 до 50 бизнес-единиц, 29% — от 51 до 100 бизнес-единиц, а 14% — более 100 бизнес-единиц. В среднем один сервисный центр обслуживает 56 бизнес-единиц.
Общее количество сотрудников ОЦО
По мере развития ОЦО, увеличения его функционала и перевода новых предприятий на обслуживание растет и общая численность сотрудников ОЦО (как в основном офисе, так и во фронт-офисах). По данным Клуба ОЦО, в 28% ОЦО работают свыше 1000 сотрудников, в 25% ОЦО — от 200 до 499 сотрудников, в 22% — от 500 до 999 человек. Сегодня в среднем в одном центре работает 956 человек.
Индустрии клиентов ОЦО
Больше всего сервисных центров, согласно информации Клуба ОЦО, обслуживают предприятия пищевой промышленности (16), добывающей промышленности и металлургии (по 14 центров в каждой индустрии), а также в сфере IТ, FMCG и энергетики. Меньше всего сервисных центров пока в отраслях ЖКХ, автомобилестроения, текстильной промышленности.
Функции, которые выводят в ОЦО
Чаще всего в ОЦО сегодня передаются финансовая функция (81%) и управление персоналом (59%). Это соответствует глобальном тренду: по оценкам SSON, в тройке лидеров функций сервисных центрах глобальных компаний — финансы, HR, а также IТ-обслуживание (в нашем исследовании IT-функцию поддреживают 32% центров).
Если же сравнить с ситуацией на украинском рынке ОЦО, то любопытно, что там лидерами среди сервисных функций является HR-функция (95%), финансовая функция по частоте вывода сопоставима с российским показателем (83%), а вот продажи и маркетинг переводятся в ОЦО Украины гораздо чаще (25%), что больше характерно для глобальных международных ОЦО.
Большинство российских ОЦО (71%) являются многофункциональными: 38% выполняют от трех до пяти функций, 26% — от шести до десяти функций, 7% — свыше десяти функций. Монофункциональными являются лишь 17% ОЦО.
В условиях пандемии, когда многие ОЦО сумели доказать свою эффективность, бизнес стал более охотно передавать в центры новый функционал, а это означает, что количество функций, выполняемых ОЦО, будет расти.
Практика управления финансами и казначейством в России
Представляем вашему вниманию пятое исследование практики управления финансами и казначейством в России компании KPMG. В нем показаны ключевые изменения, которые произошли с казначейской функцией за последние десять лет, и основные драйверы ее дальнейшего развития. В 2020 году аналитики компании KPMG опросили финансовых директоров, руководителей казначейств и финансовых департаментов крупнейших компаний России. Широкий охват респондентов и […]