Российский HR меняется безвозвратно

Российский HR меняется безвозвратно

#HR-функции
#Антикризис

Консалтинговая компания KPMG провела новое исследование HR-практик российского бизнеса в условиях пандемии COVID-19. Тренд налицо: по мере того, как работа в условиях самоизоляции становится привычной, компании находят в новых моделях все больше преимуществ.

Удаленка, текучка и сокращение зарплат

В опросе KPMG в апреле 2020 приняли участие более 50 российских компаний из различных отраслей экономики, 80% из них являются крупными работодателями со штатом свыше 1000 человек.

Число сотрудников, полностью переведенных на удаленную работу:

  • 40% – более 75%
  • 25% – менее 20%
  • 20% – от 20 до 50%
  • 12,5% – от 50 до 75%

2,5% работодателей заявили, что специфика работы не позволяет даже частично вывести персонал на удаленку.

сотрудники на удаленке

65% опрошенных сообщили, что пандемия не повлияла на текучесть кадров, 68% сохраняют прежний уровень оплаты труда, а 53,8% компаний не пришлось вносить изменения в рабочие графики персонала. Однако в течение ближайших 1-2 месяцев в 30% компаний не исключают необходимости сокращения штата, а В 10% – снижения уровня зарплат.

Динамика расходов на персонал: лишь трети удалось сэкономить

35% компаний за время режима самоизоляции сократили расходы на персонал, 55% сообщили о том, что они не увеличились, а в 10% опрошенных компаний расходы на персонал выросли из-за увеличения штата, овертайма и ввода дополнительных льгот.

Чтобы сбалансировать эту статью расходов,

  • 41% компаний отправил сотрудников в ежегодные оплачиваемые отпуска
  • по 12,8% перевели сотрудников на сокращенную рабочую неделю или на сокращенный рабочий день с пропорциональным изменением оплаты.
  • в 21% компаний сократили программы обучения персонала,
  • 11% отменили доплаты на компенсацию обедов на рабочем месте, в 8% перестали дотировать транспортные расходы
  • в 3% прекратили оплату ДМС.

Забота о персонале: маски, коучинг и такси

Меры поддержки персонала, которые стали наиболее востребованными в период пандемии, распределились следующим образом:

  • 53% обеспечение средствами индивидуальной защиты
  • 24% оплата такси для поездок на работу и бизнес-встречи
  • 13% оплата домашнего интернета и увеличившихся расходов на мобильную связь
  • 13% оплачиваемые консультации с психологами и телемедицина

Среди интересных приемов можно отметить такие, как оплата доставки необходимого оборудования из офиса (8%), каршеринга и парковки (5%), предоставление расширенного лимита на страховые случаи (5%).

Новые сотрудники: прием и адаптация

40% российских компаний, принявших участие в исследовании KPMG, пришлось приостановить набор персонала из-за ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19.  43% полностью перевели собеседования в онлайн.

52% наладили процесс удаленного найма сотрудников: нужные документы либо оформляются электронно (33%), либо доставляются курьером вместе с необходимой для работы техникой (19%).

Подходы к адаптации новых кадров тоже изменились: в 33% компаний обучение сотрудников полностью переместилось в онлайн, а почти половина (49%) разделила программы на необходимые онлайновые и те, которые будут реализованы после нормализации условий работы.

Отката к прошлому не будет

40% принявших участие в опросе компаний заявили, что текущий кризис заставит их внести коррективы в HR-стратегии, а 60% говорят, что об изменениях думать пока рано из-за неопределенности ситуации.

67% компаний не собираются менять KPI в сторону уменьшения.

Менее трети опрошенных (31%) заявили, что после окончания экстренных мер готовы вернуться к привычным, докризисным моделям занятости.

  • 51% планируют сохранить онлайн-обучение в новом объеме
  • 49% намерены предоставить большинству сотрудников возможность работать из дома 2-3 дня в неделю
  • 31% настроены сохранить онлайн-отбор персонала и удаленный режим работы.

Более половины опрошенных компаний (53%) собираются оставить на постоянном удаленном режиме от 16 до 30% кадров, 20% поступят так более чем с третью персонала.

42% компаний готовы предложить 16-30% сотрудников возможность совмещать работу в офисе и дома, а 25% готовы перевести на совмещенный режим более трети кадров.

От редакции:

Расскажите сообществу о том, как изменилась работа с персоналом в вашем ОЦО. Ждем ваших писем по адресу info@sscclub.ru