Роботизация финансовой функции ОЦО: прогноз на пять лет
Когда речь заходит о внедрении роботизации, финансовая функция в ОЦО часто остается в тени. Роботы активно помогают HR и колл-центрам, взаимодействуют с клиентами и участвуют в совершенствовании цепочек поставок – а финансисты в это время героически сражаются с колоссальными объемами данных и слышат призывы «добиваться большего с меньшими затратами». Тем не менее, как отмечают эксперты, определенный прогресс в роботизации процессов R2R (Record To Report) все же наблюдается. SSON опросила порядка 200 коммерческих организаций и опубликовала исследование о состоянии дел в этом секторе.
Актуальное состояние автоматизации финансовой функции
Исследователи SSON выяснили, что компании, которые начали автоматизацию финансовой функции, чаще всего пользуются следующими инструментами:
- 31% применяют инструменты ERP
- 28% используют продвинутые функции Excel
- 18% прибегают к услугам вендоров RPA для решения отдельных задач
- 14% располагают комплексными решениями «под ключ»
Что мешает роботизации финансовой функции
В перечне самых проблемных процессов для бухгалтеров в разных секторах экономики уверенно лидирует согласование.
В сфере услуг для бизнеса 39% опрошенных финансистов сообщили, что процесс согласования является главной проблемой в их работе. На втором месте с 22% оказалось взаимодействие юрлиц, у которых процессы закрытия могут быть организованы по-разному. 11% бухгалтеров выделенных сервисов отметили, что проблемы возникают из-за сложной структуры процессов закрытия: это особенно заметно в глобальных компаниях, где проводки нужно осуществлять в строгой последовательности в нескольких разных системах.
Эксперты SSON отмечают, что устранение проблем во взаимодействии юрлиц, в заполнении журналов проводок и в комплаенсе будет очень востребованы в будущем, но пока большинство организаций только начинают подходить к автоматизации на столь высоком уровне.
Что же поможет сделать процессы более эффективными?
- 28% опрошенных уверены, что проблему можно решить, повысив уровень стандартизации
- 11% – что важно навести порядок в сборе и обработке данных
- 10% считают, что необходимо сокращать долю ручного труда.
Роботизация в финансах: ключевые приоритеты до 2025 года
Подробно изучив проблемы, с которыми сталкиваются финансовые службы в разных секторах экономики, исследователи SSON назвали ключевые приоритеты в роботизации финансовых функций:
- стандартизация и централизация процессов 36%
- RPA и другие виды автоматизации 29%
Улучшение процессов принятия решений и повышение продуктивности отстают с драматическим разрывом (12% и 10% соответственно).
В самой проблемной области – согласованиях – роль стандартизации и централизации будет еще выше: 48% опрошенных сказали, что именно эти инструменты в ближайшие пять лет помогут совершенствовать процессы.
Вторая боль бухгалтеров ОЦО – это обеспечение бесшовного взаимодействия разных компаний. Эту проблему в ближайшие пять лет будут устранять, внедряя автоматическое согласование (40%), а также с помощью дальнейшей централизации и стандартизации процессов (33%).
В части улучшения процессов закрытия аналитики SSON возлагают большие надежды на внедрение ботов, взаимодействующих с системой ERP. «ERP боты помогают не только отслеживать выполнение проводок, но и проверять их соответствие требованиям регламентов организации, что делает все процессы быстрее и эффективнее. Мы ожидаем, что в ближайшее время еще больше организаций заинтересуются внедрением таких ботов», – говорится в исследовании.
Инструменты AI (искусственного интеллекта), по мнению опрошенных, в рамках пяти лет будут чаще всего применяться для заполнения журнала проводок и управления рисками.
Миссия выполнена. ОЦО после карантина
Что изменилось в работе российских ОЦО в период пандемии и что их ждет дальше. Публикуем результаты нашего исследования.
Три ошибки лидеров ОЦО при внедрении инноваций
Владимир Соболев рассказывает, какие ошибки мешают лидерам ОЦО занять лидерскую позицию в трансформации бизнеса.