Сообщество профессионалов выделенного сервиса
Стать резидентом Стать резидентом Вход
Драйвер изменений

Практически в любом ОЦО действует подразделение операционной эффективности. Его задачи — повышение результативности, контроль качества и развитие бизнес-процессов. Именно эта группа отвечает за внедрение всех инструментов оптимизации, собирает и обрабатывает обратную связь от клиентов ОЦО.  Что же необходимо сделать и как организовать работу, чтобы подразделение операционной эффективности приносило реальную пользу и стало настоящим драйвером изменений? Об этом рассказывает Константин Стецык,  директор компании БизПроКонсалт. 

Как правило, в списке задач подразделения операционной эффективности отчетливо выделяются следующие направления работы:

  • непрерывное совершенствование
  • расчет KPI и SLA
  • развитие роботизации и других инструментов автоматизации ОЦО

 

Для каждого из этих направлений можно рекомендовать инструменты, проверенные практикой ведущих центров.

Непрерывное совершенствование

Чтобы вовлечь сотрудников ОЦО в работу по оптимизации вверенных им бизнес-процессов, специалисты подразделения ОЭ могут действовать в четырех ключевых направлениях:

  1. Создать обучающий курс по поиску потерь и инструментам их исключения. Оптимальная основа для такого обучения – методика Lean Six Sigma, которую успешно используют во всем мире.
  2. Запустить проекты по поиску и устранению внутренних проблем с привлечением сотрудников и руководителей кросс-функциональных подразделений. При этом представитель группы ОЭ берет на себя роль эксперта по применению инструментов оптимизации бизнес-процессов. («карта потока создания ценности», «SIPOC», «диаграмма Исикава», «диаграмма Спагетти», «Гемба», «5S» и другие)
  3. Создать сервис подачи идей и предложений с развернутой системой начисления баллов за выдвинутые и реализованные идеи. Предусмотреть периодическое подведение итогов с обменом призовых баллов на приятные поощрения.
  4. Заниматься внутренним продвижением работы по непрерывному совершенствованию. Необходимо минимум раз в неделю выпускать новости об успехах программы, о реализованных улучшениях, об участниках программы и ее поддержке со стороны руководства ОЦО. Прекрасно работает и презентация проектов на уровне высшего руководства ОЦО с их дальнейшей оценкой и популяризацией результатов в коллективе.

Обратите внимание, чтобы в коллективе не сформировалась смысловая связь между мероприятиями по непрерывному совершенствованию и увольнениями сотрудников. Не секрет, что 70% затрат ОЦО – это фонд оплаты труда , поэтому вся основная оптимизация происходит на базе ФОТ. Чтобы избежать негативного эффекта воспользуйтесь естественной текучестью, когда выводится ставка при увольнении сотрудника, и при этом специально никого увольнять не приходится.

Расчеты KPI и SLA

Сотрудники подразделения операционной эффективности совместно с руководителями ОЦО разрабатывают и внедряют систему KPI и SLA ОЦО.

При этом важно использовать автоматические системы измерения, создавать заявки на доработку и развитие этих систем с учетом потребностей сервисного центра. 

Обычно рассчитываются показатели общей и индивидуальной производительности, по которым сотрудников можно сравнивать между собой. Например, количество операций в месяц. Чтобы система была воспринята персоналом как справедливая, не забудьте учесть трудоемкость операций и оценить ее в баллах. 

Для расчетов SLA удобно использовать данные из системы электронного документооборота ОЦО, особенно в части возвратов задач об ошибках и соблюдения сроков отработки задач на каждом участке. Также полезны данные о жалобах из колл-центров, документы в системах с комментариями при проведении сторно, и все другие методы измерений, с помощью которых можно зафиксировать отклонения в бизнес-процессах ОЦО.

После разработки системы расчетов ее лучше всего автоматизировать с помощью гибких инструментов – например, Power BI. Тогда сотрудники подразделения ОЭ смогут самостоятельно вносить изменения в расчеты. Такая потребность возникает часто, потому что бизнес-процессы в ОЦО часто меняются вслед за законодательством или из-за автоматизации. И каждое такое изменение требует уточнений в расчетах. 

Работу над KPI и SLA необходимо включать в систему мотивации руководителей и специалистов, чтобы она стала органичной частью их повседневной деятельности. 

Хорошим инструментом являются ежемесячные встречи подразделения операционной эффективности с руководством ОЦО и функциональных направлений, на которых проводится анализ текущих результатов KPI и SLA, составляются планы отработки узких мест и оценивается прогресс работы по уже начатым проектам. Инициатором этой встречи, как правило, выступает сотрудник ОЭ, он же берет на себя организационные моменты: формирует повестку, предоставляет данные, фиксирует план мероприятия и составляет статус по реализации ранее принятых планов.

 

Развитие роботизации и других инструментов автоматизации ОЦО 

Инструменты роботизации дают максимальный эффект при масштабировании. Задача подразделения операционной эффективности – обеспечить как можно более широкое обучение персонала для поддержки цифровизации. 

Оптимальной является следующая схема. Пять-десять инициативных сотрудников ОЦО проходят обучение и затем получают задание — в течение 1-2 месяца роботизировать один из своих процессов при поддержке сотрудника ОЭ. После завершения этих работ и закрепления полученных навыков производится набор на новый курс обучения и цикл повторяется. 

Не забывайте и о системе поощрений: за лучшие проекты нужно награждать нематериально и материально. Продвижение историй успеха сотрудников, освоивших роботизацию, будет служить мотиватором для их коллег.

Организация работы подразделения ОЭ

В самом отделе, занимающимся операционной эффективностью, очень важно с самого начала правильно сформулировать и четко распределить роли, цели и задачи как всего подразделения, так и каждого сотрудника. Это позволит сохранить фокус и не распылять время и энергию на решение смежных задач, которые не дают такого эффекта, как ,собственно, контроль ОЭ.

Правильное планирование и организация работы подразделения операционной эффективности помогут сделать его ценным ресурсом и драйвером развития центра выделенных сервисов.

Централизация закупок в глобальной компании. Oпыт HEINEKEN
Централизация закупок в глобальной компании. Oпыт HEINEKEN
#Закупки, #Лучший опыт

Андрей Согрин подробно о всех этапах создания единой системы закупок в российском подразделении международного холдинга.

Сервис, эксперт, партнер: как развивается ОЦО
Сервис, эксперт, партнер: как развивается ОЦО
#Развитие ОЦО, #Управление бизнес-процессами

От инструмента оптимизации рутинных процессов к центру экспертизы и полноценному партнерству на примере Procter&Gamble.

Похожие Статьи

Управленческая отчетность в ОЦО: практический опыт
#Развитие ОЦО #Финансы
Управленческая отчетность в ОЦО: практический опыт

Какие функции по подготовке управленческой отчетности наиболее часто выводятся в ОЦО и что является основным тормозом для их перевода

Функционал АХО в ОЦО: практический опыт
#Развитие ОЦО #Тренды
Функционал АХО в ОЦО: практический опыт

Клуб ОЦО проанализировал, какой административно-хозяйственный функционал чаще другого централизуется в сервисных центрах

Внедряем ценности в игровой форме: опыт «РусГидро ОЦО»
#HR #Развитие ОЦО
Внедряем ценности в игровой форме: опыт «РусГидро ОЦО»

Ольга Лебедева, РусГидро ОЦО, - о том, как сотрудники центра благодаря деловой игре поняли и приняли ценности компании.

«Наша задача – подстраиваться под новые потребности бизнеса»
#Развитие ОЦО #Трансформация бизнеса
«Наша задача – подстраиваться под новые потребности бизнеса»

Елена Хижая, ОЦО «Гранд Учет», – о том, что было самым сложным в работе и во взаимодействии с бизнесом в ходе трансформации

Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Если вы продолжаете работать с этим веб-сайтом, мы предполагаем, что вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.