Сообщество профессионалов выделенного сервиса
Стать резидентом Стать резидентом Вход
Оценка управления персоналом в ОЦО
Статья 19.10.2022

Оценка управления персоналом в ОЦО

Выстраивание работы с персоналом является одним из ключевых направлений работы любого ОЦО. Эксперты из Северсталь-ЦЕС рассказали Клубу ОЦО, каким образом оценивать уровень зрелости управления персоналом в сервисном центре — от стратегии до обеспечения, обучения и развития сотрудников.

Подходы к оценке уровня зрелости ключевых процессов ОЦО

Регулярная критическая оценка операционной модели ОЦО позволяет как оценить ее работоспособность в момент оценки, так и спрогнозировать потенциальные риски в будущем. Также это хорошая возможность оценить адаптивность каждого элемента операционной модели и соотнести их с выбранной стратегией развития конкретного, а не гипотетического «эталонного» ОЦО и убедиться, что все работает на выбранную стратегическую цель.

Оценка зрелости может быть разной глубины погружения.

Верхнеуровневая оценка. Такой подход даст ориентиры и не будет содержать в себе доказательной базы, конкретных детализированных мероприятий. Он основывается на доверии и открытости сотрудников ОЦО, а инструментом является интервью — опрос сотрудников, отвечающих за конкретные участки ОЦО. В этом случае даже при наличии правильных развернутых вопросов и высокопрофессиональном интервьюере всегда есть риск искажения информации, если интервьюируемый недостаточно открыт к общению.

Детальная оценка зрелости. Такой подход, помимо опросов, включает исследование серьезного пласта документации, наблюдения, замеры, что впоследствии формирует доказательную базу для выводов и корректирующих мероприятий, которые включаются в дорожную карту, и это не мероприятия шаблонного характера, а вполне конкретные, на основе изученных подходов, форматов, ошибок и пр. Детальная оценка покрывает все без исключения области операционной модели ОЦО:

  • культуру;
  • персонал — от стратегии до обеспечения, обучения, развития, удержания и мотивации;
  • организационную структуру;
  • управление эффективностью и целеполагание;
  • IТ-инфраструктуру;
  • постоянное совершенствование;
  • процессы;
  • систему внутреннего контроля;
  • управление уровнем сервиса; 
  • управление коммуникациями и обратную связь;
  • взаимоотношения с внутренними клиентами;
  • взаимоотношения с клиентами-заказчиками;
  • управление эффективностью и пр.

Ранее считалось, что ОЦО стоит на трех китах: технологии, люди, процессы. Поскольку персонал составляет основной ресурс любого ОЦО, то начнем мы именно с подходов к оценке организации управления персоналом в ОЦО. 

Оценка зрелости управления персоналом 

Один из наших клиентов пришел с четким запросом: «Почему в моем ОЦО высокая текучесть кадров?» Основной отток сотрудников при этом составляли специалисты со стажем работы до одного года, в этой группе текучесть доходила до 35%, в то время как в среднем на рынке ОЦО составляет около 17%.

На поставленный вопрос не всегда просто ответить, как может показаться на первый взгляд. Часто компании собирают так называемые внутренние причины увольнений, проводят exit-интервью, получая ответы о недостаточном уровне оплаты труда, о несоответствии ожиданиям, о проблемах в отношениях в коллективе. Но многие ли руководители серьезно относятся к тому, что говорят сотрудники? Что кроется за этими причинами? Качественная оценка зрелости блока HR поможет ответить на эти и другие вопросы.

Мы, со своей стороны, уделили особое внимание тому, как организованы процессы управления персоналом в самом центре обслуживания — от стратегических до операционных.

Для оценки зрелости процессов управления персоналом мы выделяем следующие одинаково равноценные блоки и ряд дополнительных блоков, по которым производится тщательная диагностика и формируется план изменений:

  •  стратегия управления персоналом;
  •  культура и ценности;
  •  обеспечение персоналом;
  •  обучение и развитие;
  •  организационная структура;
  •  управление льготами;
  •  управление эффективностью и вознаграждением.

Стратегия управления персоналом. В этом блоке мы сосредоточились на способности инициировать и проводить изменения — как спускаемые сверху, так и инициируемые внутри. Выяснилось, что у нашего клиента имеет место непрозрачная система ответственности за внедрение изменений между ОЦО, управляющей компанией и бизнесом по ряду вопросов, что, как следствие, ложится на плечи сотрудников ОЦО, ведет к непониманию ими своей роли и дополнительным трудозатратам и в итоге снижает мотивацию и удовлетворенность сотрудников.

Культура и ценности. Мы выделяем четыре уровня: начальный, развивающийся, зрелый и лидирующий. Последний — лидирующий — будет свидетельством того, что Общий центр обслуживания понимает локальную культуру и рассматривается как привлекательный работодатель в регионе присутствия, а транслируемые ценности выражаются в поведении и действиях сотрудников.

В кейсе нашего клиента оказалось, что не только самостоятельный HR-бренд работодателя не развит, но и ОЦО подвержен сильной зависимости от HR-бренда головной компании, в том числе и в негативных факторах.

Был разработан долгосрочный план действий по изменению ситуации.

Обеспечение персоналом. Здесь мы фокусируемся на таких критериях, как политика найма и удержания персонала; бюджетирование с фокусом, насколько системно в ОЦО выстроена система обеспечения персоналом и бюджетируются средства на ее обеспечение и развитие: по мере необходимости или на основании будущего спроса и прогноза потребности; роли рекрутинга; организация и качество процесса подбора в целом; оценка кандидатов; технологии найма; поиск и привлечение сотрудников; адаптация персонала.

На любом этапе развития ОЦО необходимо четко понимать, что ОЦО, являясь иногда отделом внутри организации, а иногда самостоятельной компанией, требует тщательного HR-«ухода» за собой, не надеясь, что руководители подразделений справятся самостоятельно со своими существующими или вновь принимаемыми сотрудниками.

Обучение и развитие. Часто модель обучения персонала специально под потребности ОЦО отсутствует и диктуется только отделом обучения головного офиса, а сама модель компетенций существует только устно и в головах руководителей. Следовательно, уже на этапе подбора могут происходить случаи несоответствия требований конкретного руководителя и принимаемых кандидатов. 

Организационная структура. Лучшей практикой, как правило, становится такая кросс- функциональная структура, которая позволяет распределять и совместно использовать ресурсы сквозных процессов для оптимизации трудозатрат. В случае если функции, переданные в ОЦО, совмещены только по географическому принципу, существенно ограничиваются возможности для перераспределения функционала между сотрудниками.

Управление эффективностью и вознаграждением. Самым сложным моментом, на наш взгляд, является баланс между правильной мотивацией персонала, качеством оказываемого сервиса, целями и задачами ОЦО.

Фокус этого блока мы делаем на систему выстроенных КПЭ и целеполагание.

  1. Принципы целеполагания и каскадирования целей.
  2. Суть командных и индивидуальных КПЭ, целей и то, как они влияют на достижение целей и задач ОЦО в целом, а также на гигиенический фактор — качественный сервис.
  3. Прозрачность и понимание сотрудниками КПЭ и целей, насколько сотрудники разделяют выстроенную систему.
  4. Гибкость и адаптивность КПЭ и целей сотрудников в краткосрочной перспективе в зависимости от потребностей самого ОЦО или заказчиков.

Также важным элементом в этом блоке являются технологии, которые применяются в оценке эффективности и целеполагании сотрудников.

Управление льготами как элемент управления вознаграждением оценивается с позиции конкурентоспособности ОЦО на рынке труда и мотивации сотрудников.

Для нашего клиента кроме внутренней оценки мы провели внешний бенчмаркинг по ряду критериев, провели оценку рынка труда региона нахождения ОЦО. После этого были порекомендованы следующие мероприятия: пересмотр критериев периодического премирования с учетом существующих трудовых рисков и негативного влияния на репутацию работодателя, корректировка заработной платы в соответствии с рыночным уровнем, необходимость развития системы нематериальной мотивации и развития культуры коммуникаций и обратной связи с сотрудниками, чтобы они понимали, для чего внедряются те или иные изменения и какая цель преследуется. 

В следующем материале мы рассмотрим, каким образом можно оценить уровни управления рисками и сервисом в ОЦО.

NPS: зачем этот показатель ОЦО
NPS: зачем этот показатель ОЦО
#Развитие ОЦО, #Управление эффективностью

Алексей Романов – о том, почему только индекс NPS позволяет провести бенчмаркинг между различными ОЦО по уровню сервиса.

Оценка управления рисками и уровнем сервиса в ОЦО
Оценка управления рисками и уровнем сервиса в ОЦО
#Лучший опыт, #Управление эффективностью

Татьяна Барабаш, Северсталь-ЦЕС, – о том, как подходить к оценке рисков и качества сервиса в работе ОЦО

Похожие Статьи

«Важно выстроить правильные коммуникации с заказчиками»
#Лучший опыт #Развитие ОЦО
«Важно выстроить правильные коммуникации с заказчиками»

В этом году «Черкизово-ОЦО» исполнилось 10 лет. О том, как изменился функционал ОЦО за годы работы, на чем делается упор во взаимодействии с заказчиками и в работе с сотрудниками, каковы приоритеты Центра на ближайшее время Клубу ОЦО рассказала руководитель «Черкизово-ОЦО» Лариса Заторская. – Лариса, расскажите, пожалуйста, какие сервисы сегодня входят в ваш каталог услуг, насколько […]

Трансформация оргструктуры ОЦО: опыт «Интер РАО – Управление сервисами»
#Развитие ОЦО #Трансформация бизнеса #Управление эффективностью
Трансформация оргструктуры ОЦО: опыт «Интер РАО – Управление сервисами»

Майя Евдокимова, «Интер РАО – Управление сервисами», рассказала о пересмотре процессов в разных отделах, который позволил повысить эффективность ОЦО

Договор за 5 минут: опыт «Газпром нефти»
#Закупки #Лучший опыт
Договор за 5 минут: опыт «Газпром нефти»

Алла Антонова, «Газпром нефть», рассказала, как автоматизация договорного процесса позволила ускорить подготовку договоров и повысить их качество

Как Карта клиентского пути улучшает взаимодействие ОЦО с бизнесом
#Лучший опыт #Развитие ОЦО
Как Карта клиентского пути улучшает взаимодействие ОЦО с бизнесом

Наталья Быкова, T2, - о том, как внедрение CJM помогает ОЦО лучше понять запросы бизнеса и повысить качество сервиса.

Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Если вы продолжаете работать с этим веб-сайтом, мы предполагаем, что вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.