В связи с санкциями, введенными США и ЕС против России, многие иностранные компании приостанавливают свою работу в России. За последние дни среди подобных компаний оказались такие IТ-гиганты, как Oracle, SAP, Microsoft, Cisco, IBM, которые объявили о приостановке продажи и поддержки своих систем в России. Дмитрий Басистый, директор департамента стратегии и развития Rubytech, рассказал Клубу ОЦО о том, каковы возможности полного импортозамещения IТ-инфраструктуры в российских компаниях и почему это будет долгий и дорогой процесс.
В большинстве сегментов IТ-инфраструктуры и бизнес-приложений в России есть отечественные аналоги IТ-решений. Однако основная проблема заключается в том, что никто еще в нашей стране никогда не пытался создать комплексную IТ-инфраструктуру, выполненную полностью на импортозамещенных продуктах и продукции (то есть с тотальным использованием отечественных оборудования, ПО и т.д.).
Рассмотрим, каковы возможности импортозамещения в различных составляющих сегментах IТ-инфраструктуры.
IТ-оборудование
К сожалению, очень часто отечественное IТ-оборудование проигрывает западным аналогам, а в ряде классов сетевого оборудования (сетевые коммутаторы) отечественных аналогов пока нет (например, коммутаторы, работающие на высоких, современных скоростях).
Примерно такая же ситуация и с «полностью отечественными» серверами/процессорами. Есть два отечественных процессора: «Эльбрус» (предназначен для серверных решений) и «Байкал» (предназначен для рабочих станций и серверов начального уровня). Проблема с этими процессорами заключается в следующем.
Во-первых, у них не очень развитая собственная производственная база в России или ее вовсе нет: «Байкал» производится в Тайване, а «Эльбрус» в России производится только по устаревшей технологии 90 нм, а более современная версия — там же, в Тайване.
Во-вторых, из-за того что объем производства в силу низкого спроса был мизерным, они стоят непозволительно дорого на фоне своих западных аналогов.
В-третьих, пока нельзя говорить об их широком распространении и применимости, поскольку не все отечественное ПО поддерживает архитектуры этих процессоров, которые отличаются от архитектур процессоров Intel и AMD. Необходима адаптация (так называемое портирование).
Кроме того, уже проявилась проблема использования в отечественном IТ-оборудовании импортных компонентов, которые производятся в Китае, Тайване и в других странах по лицензиям западных вендоров, — части из таких компонентов российские производители лишились за последние две недели.
Программное обеспечение
В известном с 2014 года Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в настоящий момент более 12,5 тыс. записей, размещенных более чем 4 тыс. правообладателями. Почти во всех классах ПО в Реестре можно отыскать отечественные продукты. Однако с его применением есть две проблемы.
- Никто серьезно и на системной основе не испытывал отдельные классы ПО под приличной нагрузкой (большое количество пользователей, огромное количество транзакций, серьезный масштаб бизнеса и т.д.).
- Нет достаточной базы успешного опыта по комплексному импортозамещению программного обеспечения и IТ-оборудования в рамках «отдельно взятых» крупных предприятий и организаций, о чем уже было сказано выше.
Платформы для роботизации
В этом классе ПО ситуация несколько лучше. Существуют как минимум две отечественные платформы: Robin RPA и ElectroNeek, — которые, безусловно, уже продемонстрировали свою состоятельность успешными внедрениями, но полнофункциональной аналогичности зарубежным платформам RPA еще не достигли.
Проблемы для ОЦО
Вне всяких сомнений, уже сейчас подавляющее большинство компаний вступило в стадию выявления узких мест, анализа и построения планов снижения ущерба бизнесу от сыгравших санкционных рисков — сейчас это уже не риски, а санкционные проблемы.
С большой долей вероятности будут приниматься решения о переходе на отечественные аналоги IТ-систем, на которых работают ОЦО (бухгалтерские, кадровые, логистические, закупочные и прочие), что повлечет за собой дополнительную нагрузку на ОЦО от проектов внедрения и дополнительные финансовые вложения.
За внедрением новых систем в практику ОЦО последует долгий путь накопления опыта, обучения персонала работе на новых системах и т.п. Ну а если еще вспомнить, что какое-то время после запуска новых систем будут параллельно работать две IТ-системы — старая и новая, то не надо быть тонким прогностиком, чтобы оценить уровень роста нагрузки на персонал ОЦО всех уровней.
Хочется верить, что с такими явлениями, как блокирование работы IТ-оборудования и ПО и снятие их с поддержки западных вендоров, которые напрямую влияют на работу ОЦО, уже работают IТ-службы компаний и IТ-партнеры.
Рынок труда 2021: глобальные тренды от HeadHunter
Наталья Данина, hh.ru, – о том, какие ключевые тренды на рынке труда за последние два года заставляют компании менять подходы к подбору персонала.
Можно ли отказаться от фронт-офисов: практический опыт
Екатерина Юрченко и Константин Стецык – о том, почему со временем большинство ОЦО придут к отказу от фронт-офисов.