Как 2021 год отразился на рынке труда и какие важные выводы стоит сделать бизнесу? Рынок работодателей или рынок соискателей у нас сегодня? Как демографический кризис повлиял на бизнес и насколько изменятся требования к сотрудникам в новых условиях? Директор департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter Наталья Данина отвечает Клубу ОЦО на эти и другие вопросы.
Эпоха «рынка соискателя»
Рынок труда — это, с одной стороны, объем спроса, который определяют открытые размещенные вакансии, а с другой стороны, уровень предложения, то есть объем резюме. Соотношения между этими двумя показателями выявляют дисбалансы, которые, в свою очередь, влияют на цену сделки на любом рынке. Ценой сделки на рынке труда является заработная плата, потому что она как раз этот дисбаланс уравновешивает. Понятно, что если спрос выше, чем предложение, то соискатели диктуют свои условия, если же предложение существенно выше, чем спрос, то это рынок работодателя. Последние полтора-два года мы наблюдаем тренды, свидетельствующие, что мы вступили в эпоху рынка соискателей (рис. 1).
Диаграмма спроса показывает уникальную и никогда не виданную до этого динамику вакансий, которая начала впечатлять нас с начала 2021 года. В то же время динамика предложения демонстрирует, что рынок труда находится в жесточайшем дисбалансе. Спрос на людей огромен, при этом прирост соискателей составляет всего 7%. Как мы видим, тренд соискательской активности значительно слабее, чем во все предыдущие годы. Важно, что те данные, которые ярчайшим образом видны в России, дублируются и на мировом уровне. Таковы парадоксы «новой экономики».
Парадоксы «новой экономики»
Хотелось бы обратить особое внимание на очень интересный тренд, который наметился начиная с 2015 года. На рис. 2 можно проследить показатель естественной убыли населения. Конечно, коронавирус в 2020 и 2021 годах лишь усугубил ситуацию, но и в доковидную эпоху, как мы видим, население России начало физически уменьшаться.
За 2020 год численность населения России убыла в целом на численность целого города Тольятти (а это город-миллионник!). Мы находимся в преддверии кризиса, когда людей на рынке труда просто физически будет не хватать. Это начинает происходить уже сегодня, и думаю, что многие HR-специалисты и руководители компаний смогли почувствовать эту проблему. В дальнейшем ситуация будет только усугубляться.
При этом прирост мигрантов практически не докомпенсировал естественную убыль населения. Почему мы говорим о ситуации с мигрантами? Дело в том, что рынок труда — это единая система и все ее части взаимосвязаны между собой. Приведу простой пример: в 2020–2021 годах люди стали массово заказывать еду по интернету (это один из так называемых длинных трендов), в связи с этим возникла потребность в упаковщиках и доставщиках. Появились первые ростки так называемой новой экономики. На фоне колоссального роста спроса на онлайн-заказы и на фоне конкуренции самих систем (Сбер, «Озон», «Яндекс-маркет» и т.д.) зарплаты этих специалистов значительно подскочили (иногда до 70–100 тыс. рублей). Это означает, что появилась ниша, куда могут пойти даже высококвалифицированные сотрудники, если они останутся без работы. К примеру, была публикация в прессе, что власти Московской области опасались массового перехода врачей и учителей на такую работу из-за колоссального спроса и высокого уровня заработной платы. Этот пример демонстрирует, что, когда происходят глобальные тектонические изменения на рынке труда — а мы являемся сейчас свидетелями именно таких изменений, — возможно все.
«Мы нанимаем только до 40» — уже в прошлом
В 90-е годы мы вошли с гигантской демографической рентой. И люди, которые начинали тогда бизнес, думали, что это надолго. Хотя еще 20 лет назад россияне были предупреждены о той демографической яме, которая их ожидает, поскольку демографические процессы являются самыми прогнозируемыми в экономике, но 20-летний горизонт казался очень далеким.
Рассмотрим население нашей страны, распределенное по возрастным когортам (рис. 3). Самая привлекательная возрастная когорта для любого работодателя — 20–24 года. И численность людей этого возраста уменьшилась за последние десять лет почти в два раза. Что это означает для бизнеса? То, что людей стало катастрофически мало. Да, у нас пока довольно много представителей когорты 25–29 лет, но это не позволяет решить проблему нехватки трудоспособных кадров.
Понятно, что естественная убыль идет за счет населения пожилого возраста. Однако надо обратить внимание, что представителей возрастных когорт, которые только готовятся выйти на рынок труда через 5–10 лет, также мало и с их помощью не удастся поправить ситуацию. Таким образом, количество людей физически уменьшается, а запрос на сотрудников растет, то есть работодатели оказываются в критической ситуации. В этих условиях неправильно долго перебирать соискателей, выставлять требования «мы нанимаем только до 40» и т.п. На рынке труда, как уже было отмечено, происходят тектонические изменения, к которым оказались не готовы многие компании, поэтому бизнесу необходимо быстро перестраивать свои процессы по поиску и подбору персонала.
Выводы
Итак, по итогам анализа можно сделать несколько ключевых выводов.
- Рынок драматически поменялся в 2020–2021 годах, соискателей перестало на всех хватать.
- Сложная демографическая ситуация в России надолго.
- Работать с рынком по-старому больше не получается: необходимо пересматривать процессы работы с рынком и с персоналом внутри.
- Ожидаются структурные изменения в рынке труда (переток между диджитал- и офлайн-ролями).
- Впереди, помимо дефицита людей, нас ждет зарплатная гонка.
Применение LEAN-инструментов в Гринатоме
Михаил Мирошниченко, – о том, как Гринатому благодаря инструментам бережливого производства удалось оптимизировать процесс расчет зарплаты.
Импортозамещение в IТ: возможные проблемы
Дмитрий Басистый о том, каковы возможности полного импортозамещения ИТ-инфраструктуры и с какими проблемами можно при этом столкнуться.