Консалтинговая компания KPMG провела новое исследование HR-практик российского бизнеса в условиях пандемии COVID-19. Тренд налицо: по мере того, как работа в условиях самоизоляции становится привычной, компании находят в новых моделях все больше преимуществ.
Удаленка, текучка и сокращение зарплат
В опросе KPMG в апреле 2020 приняли участие более 50 российских компаний из различных отраслей экономики, 80% из них являются крупными работодателями со штатом свыше 1000 человек.
Число сотрудников, полностью переведенных на удаленную работу:
- 40% – более 75%
- 25% – менее 20%
- 20% – от 20 до 50%
- 12,5% – от 50 до 75%
2,5% работодателей заявили, что специфика работы не позволяет даже частично вывести персонал на удаленку.
65% опрошенных сообщили, что пандемия не повлияла на текучесть кадров, 68% сохраняют прежний уровень оплаты труда, а 53,8% компаний не пришлось вносить изменения в рабочие графики персонала. Однако в течение ближайших 1-2 месяцев в 30% компаний не исключают необходимости сокращения штата, а В 10% – снижения уровня зарплат.
Динамика расходов на персонал: лишь трети удалось сэкономить
35% компаний за время режима самоизоляции сократили расходы на персонал, 55% сообщили о том, что они не увеличились, а в 10% опрошенных компаний расходы на персонал выросли из-за увеличения штата, овертайма и ввода дополнительных льгот.
Чтобы сбалансировать эту статью расходов,
- 41% компаний отправил сотрудников в ежегодные оплачиваемые отпуска
- по 12,8% перевели сотрудников на сокращенную рабочую неделю или на сокращенный рабочий день с пропорциональным изменением оплаты.
- в 21% компаний сократили программы обучения персонала,
- 11% отменили доплаты на компенсацию обедов на рабочем месте, в 8% перестали дотировать транспортные расходы
- в 3% прекратили оплату ДМС.
Забота о персонале: маски, коучинг и такси
Меры поддержки персонала, которые стали наиболее востребованными в период пандемии, распределились следующим образом:
- 53% обеспечение средствами индивидуальной защиты
- 24% оплата такси для поездок на работу и бизнес-встречи
- 13% оплата домашнего интернета и увеличившихся расходов на мобильную связь
- 13% оплачиваемые консультации с психологами и телемедицина
Среди интересных приемов можно отметить такие, как оплата доставки необходимого оборудования из офиса (8%), каршеринга и парковки (5%), предоставление расширенного лимита на страховые случаи (5%).
Новые сотрудники: прием и адаптация
40% российских компаний, принявших участие в исследовании KPMG, пришлось приостановить набор персонала из-за ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19. 43% полностью перевели собеседования в онлайн.
52% наладили процесс удаленного найма сотрудников: нужные документы либо оформляются электронно (33%), либо доставляются курьером вместе с необходимой для работы техникой (19%).
Подходы к адаптации новых кадров тоже изменились: в 33% компаний обучение сотрудников полностью переместилось в онлайн, а почти половина (49%) разделила программы на необходимые онлайновые и те, которые будут реализованы после нормализации условий работы.
Отката к прошлому не будет
40% принявших участие в опросе компаний заявили, что текущий кризис заставит их внести коррективы в HR-стратегии, а 60% говорят, что об изменениях думать пока рано из-за неопределенности ситуации.
67% компаний не собираются менять KPI в сторону уменьшения.
Менее трети опрошенных (31%) заявили, что после окончания экстренных мер готовы вернуться к привычным, докризисным моделям занятости.
- 51% планируют сохранить онлайн-обучение в новом объеме
- 49% намерены предоставить большинству сотрудников возможность работать из дома 2-3 дня в неделю
- 31% настроены сохранить онлайн-отбор персонала и удаленный режим работы.
Более половины опрошенных компаний (53%) собираются оставить на постоянном удаленном режиме от 16 до 30% кадров, 20% поступят так более чем с третью персонала.
42% компаний готовы предложить 16-30% сотрудников возможность совмещать работу в офисе и дома, а 25% готовы перевести на совмещенный режим более трети кадров.
От редакции:
Расскажите сообществу о том, как изменилась работа с персоналом в вашем ОЦО. Ждем ваших писем по адресу info@sscclub.ru
ОПЫТ: Как организовать дистанционную работу без потери качества
Елена Андреева о том, что делает компания для поддержания командного духа при дистанционной работе.
ОПЫТ: Работа в новых условиях поменяла мышление и ОЦО, и бизнеса
Директор ОЦО «УРАЛХИМ» Наталья Старикова уверена, что опыт удаленной работы кардинально изменит отношение к ЭДО, дистанционной работе и командировкам.