Кризис – время, когда испытанные шаблоны управления перестают работать. Лучших результатов добиваются те, кто не просто «тушит пожар», а предвосхищает новые вызовы и готовится к ним (хотя в стрессе это часто кажется невозможным).
Задачи кризисного управления можно разделить на четыре направления:
- Оценка ситуации и прогнозирование последствий.
- Разработка гибкой операционной модели, включающей тестирование идей и сценариев.
- Сохранение стратегической линии развития бизнеса и соблюдение этики.
- Реализация принятых антикризисных мер и их оперативная гибкая коррекция.
Соответственно, на следующие классы делятся и типичные ошибки:
- Неадекватные оценки – чаще всего в сторону завышенного оптимизма – приводят к потерям драгоценного времени и ресурсов.
- Ошибки в принятии решений: шаблонные приемы и привязанность к накопленному опыту мешают гибко и адекватно реагировать на кризис.
- Ощущение стресса, фиксация на репутационных и коммерческих рисках и желание принимать решения только на основе исчерпывающих данных для принятия решений парализуют управление.
- Инструментальные ошибки. Использование недостаточно эффективных инструментов вместо поиска новых и более эффектиных усугубляет кризис.
В США в начале пандемии COVID-19 уже существовал тест на новый вирус. Несмотря на его низкую эффективность, новых решений не искали – и было упущено драгоценное время на ранней стадии распространения вируса. Работа над эффективным тестом началась с запозданием.
- Падение производительности. Неизбежные в кризис сбои в стандартных процедурах ведут к срыву продуманных планов. Продолжая вести дела привычным образом, руководители только увеличивают груз ошибок.
Автоматизация без айтишников. Опыт Coca-Cola HBC Russia
“Мы отправляем разработчика в бухгалтерию на несколько дней в месяц. Эффект от самостоятельного освоения SAP разработчиком получается отличный”. Светлана Надыгина о тонкостях автоматизации в Кока-Кола Хелленик Россия.
ОПЫТ: ЦЕЭС ГК БТК сохраняет ритм
Инна Чеснокова, руководитель центров учета ООО ЦЕЭС ГК БТК, рассказывает об организации работы в условиях самоизоляции.