Сообщество профессионалов выделенного сервиса
tg
Стать резидентом Регистрация Вход
Защита корпоративных данных: что увеличивает риск утечки информации
Статья 05.05.2025

Защита корпоративных данных: что увеличивает риск утечки информации

В большинстве российских компаний отсутствуют единый регламент по работе с учетными записями сотрудников, в том числе после их увольнения, а также обучение основам информационной безопасности. Между тем отсутствие постоянного мониторинга доступа работников к корпоративной информации может привести к утечке персональных данных, что грозит не только потерей репутации, но и серьезными штрафами.

Порядка 30% сорудников работает с конфиденциальной информацией

Платформа онлайн-рекрутинга в России hh.ru и Staffcop провели исследование, чтобы выяснить, насколько сотрудники соблюдают политику защиты данных и другие правила информационной безопасности (ИБ). Для этого был проведен опрос 2000 работников компаний из различных отраслей.

Оказалось, что две трети работников имеют доступ к внутренним отчетам организации, больше половины – к клиентской базе, 42% регулярно работают с финансовыми данными, а также технической информацией (40%).

При этом после увольнения у 5% респондентов доступ к информации оставался открытым в течение нескольких недель, у 6% — больше недели, и, как правило, это сотрудники ИТ-отрасли. И только у трети опрошенных доступ закрыли сразу после прекращения трудовых отношений. Еще 56% уволившихся работников не проверяли свои учетные записи.

Треть топ-менеджеров сохраняют корпоративные данные в облаке и на личных устройствах

Исследование показало, что 4% сотрудников перед расторжением трудового договора намеренно сохраняли конфиденциальную информацию. А у 14% она оставалась на почте, в облачном хранилище. Любопытно, что почти 60% не подписывали NDA, еще 36% подписывали и понимают правовые последствия данного соглашения.

Между тем 22% сотрудников считают, что проверка перед увольнением — это вынужденная мера, такая же доля респондентов признали подобный подход верным, а 23% расценивают это как нарушение личных границ.

Треть респондентов уверены, что контроль службы информационной безопасности только мешает рабочим процесса, а 28% считают его обязательным. 21% заявили об ужесточении контроля, причем чаще всего такую точку зрения высказывают сотрудники из ИТ-сферы (35%) и работники финансовых подразделений (34%).

Почти каждый четвертый участник исследования отметил, что утечки данных происходят по вине персонала, 19% сказали об отсутствии политики безопасности в компании, 9% — о недостаточном контроле со стороны руководителя. 

32% работников поддерживают юридическое преследование лиц, которые незаконно используют конфиденциальную информацию. Треть высказались за жесткий технический контроль, а 21% — за ограничение к данным.

Регулярное обучение основам ИБ проходят сотрудники только финансового сектора

Опрос продемонстрировал, что во многих компаниях не проводится обучение основам информационной безопасности как рядовых работников, так и топ-менеджеров. Лишь 16% респондентов регулярно проходят тренинги по ИБ, 19% рассказали о формальном подходе в компании к данному вопросу. 27% прошли только вводный инструктаж, а 38% не проходили никакого обучения. В группу респондентов, для которых компания не проводила занятия по ИБ, вошли представители рабочих специальностей (51%) и сферы туризма (50%).

При этом занятия по информационной безопасности не проводились как для топ-менеджмента (25%), так и руководителей отделов (20%) и линейного персонала (41%).

Резюме

Несмотря на ужесточение наказания за утечки персональных данных, российские компании не спешат разрабатывать корпоративные регламенты по работе с учетными записями, а также на регулярной основе проводить инструктажи и обучение сотрудников. Если сотрудники будут осознавать пользу информационной безопасности, то внедрение ее инструментов будет происходить быстрее, повысится их эффективность. По мнению экспертов, обучение азам кибербезопасности должно начинаться с руководителей компании, которые должны стать примером для остальных сотрудников.

Внедрение ЭДО в российских компаниях: тенденции и проблемы
Внедрение ЭДО в российских компаниях: тенденции и проблемы
##ЭДО #Цифровизация

Наибольший объем ЮЗЭДО достигнут в части документооборота с поставщиками и покупателями (80-90%).

Компенсация за неиспользованные отгулы: новые правила
Компенсация за неиспользованные отгулы: новые правила
#HR, #Тренды

Алексей Шукюров, – о том, как изменилось законодательство по оплате работы в выходные дни

Похожие Статьи

От ЭДО к ИИ: эволюция документооборота
#Цифровизация #ЭДО
От ЭДО к ИИ: эволюция документооборота

Цифровизация документооборота не избавляет сотрудников полностью от ручной работы, просто эта работа принимает другие формы. Наталья Корецкая, директор операционного департамента компании «АльфаСтрахования», рассказала Клубу ОЦО, каким образом инструменты искусственного интеллекта позволяют минимизировать рутинную работу с документами и повысить ее эффективность. ЭДО не решает всех проблем? «Документ — это налог на процесс», — это формулировка ChatGPT, […]

ПСР-лаборатория бухгалтеров — площадка для роста: опыт Гринатома
#Лучший опыт #Управление эффективностью #Цифровизация
ПСР-лаборатория бухгалтеров — площадка для роста: опыт Гринатома

Елена Двойникова, Гринатом, рассказала, как в ОЦО пришли к идеи внедрения производственной системы в бухгалтерии и какие эффекты от этого получили

Переход на электронные перевозочные документы: возможные проблемы
#Цифровизация #ЭДО
Переход на электронные перевозочные документы: возможные проблемы

Как подготовиться к переходу на транспортный ЭДО и какие проблемы предстоит решать бизнесу

Управление обращениями пользователей: практические подходы
#Лучший опыт #Цифровизация
Управление обращениями пользователей: практические подходы

Почему тикетинг-система является ключом перехода ОЦО от центра затрат к центру создания ценности и стратегическому партнёрству? «Северсталь–ЦЕС» рассказывает о своем подходе в управлении обращениями пользователей.