
Индустрия ОЦО в России существует уже более 15 лет. Клуб ОЦО решил выяснить, каков же он, – типичный Общий центр обслуживания? Для этого мы проанализировали данные, которые предоставили 111 сервисных центров из различных городов России для проекта Клуба «Карта ОЦО». В итоге мы выяснили, что средний возраст российского ОЦО – 7 лет, основной функционал – финансово-бухгалтерский и кадровый, среднее количество сотрудников центров – около 800 человек, при этом более 80% персонала – женщины. О других выводах на основе данных ОЦО – в нашем материале.
Срок работы ОЦО
На основе информации, которую предоставили ОЦО, можно выделить два пика, когда в России наиболее активно открывались сервисные центры, – 2013-2014 годы и 2017-2018 годы. При этом, по данным Клуба ОЦО, большинство российских ОЦО (24,3%) работают в индустрии более 10 лет (с 2011 года и ранее), на втором месте (22,5%) – центры, которые работают на рынке ОЦО более 7 лет (открыты с 2012 по 2014 годы) на третьем (21,6%) – центры со сроком работы более 4 лет (начали работу с 2015 по 2017 годы). Таким образом, можно говорить о достаточно зрелой индустрии сервисных центров в России.

Организационная форма и локации ОЦО
Большинство предоставивших данные ОЦО (82%) функционируют как отдельные юридические лица, только 14% – бизнес-подразделения в составе группы, а 4% – часть глобальной корпоративной структуры.

При этом 47% ОЦО базируются в одной локации, 30% – в 2-4 локациях и 23% – в 5 и более локациях. Наиболее популярные города присутствия традиционны – помимо Москвы, это Нижний Новгород, Ярославль, Воронеж. О том, на что ОЦО обращают внимание при выборе локации, можно прочитать здесь.

Что интересно: хотя дистанционный формат работы в ОЦО активно развивается и центры начинают привлекать на работу специалистов из других регионов, однако зависимость зарплат в регионе от количества ОЦО сохраняется. В самых популярных локациях ОЦО средняя зарплата примерно на 8,7% выше, чем средний уровень зарплат по России. Актуальные зарплаты на наиболее востребованных в ОЦО позициях в разных регионах России можно посмотреть в проекте Клуба ОЦО «Карта зарплат».

Численность центров и количество обслуживаемых юрлиц
По данным Клуба ОЦО, у 38% Центров численность сотрудников от 100 до 500 человек. На втором месте – ОЦО с численностью более 1000 человек (21%), примерно одинаковое количество центров с численностью до 100 чел. (17%) и от 700 до 1000 чел. (16%).
Таким образом, средняя численность центров – 772 человека, минимальное количество сотрудников – 36 человек, а максимальное – более 6 тыс. человек.

Среди основных клиентов ОЦО подавляющее большинство (около 86%) – компании внутри группы, большинство ОЦО обслуживают от 50 до 100 бизнес-единиц (26%), в среднем центры обслуживают 43 бизнес-единицы, при этом средний процент перевода компаний на обслуживание в ОЦО составляет 71%.


Функционал центров
Большинство ОЦО, предоставивших данные Клубу ОЦО, оказывают финансово-бухгалтерский функционал (88%), сервисы по управлению персоналом (60%). Далее по популярности идут казначейская функция (45%), архивное делопроизводство/документооборот и обслуживание дебиторской задолженности (по 38%), ИБ и ИТ-обслуживание и сопровождение (35%). Наименее популярная функция, переводимая в российские ОЦО, – продажи и маркетинг (13%).

При этом за последние три года в ОЦО наряду с бухгалтерским и кадровым функционалом активно передавались закупочная функция, снабжение и логистика (43%).
Вывод
Вопрос об эффективности централизации функционала для большинства компаний уже не стоит, бизнес понимает все выгоды от этого проекта. Вместе с тем, в ОЦО по-прежнему выводятся традиционные функции, а экспертный функционал, о важности перевода которого так часто говорят представители ОЦО, по-прежнему, как правило, остается в головной компании. Думается, что 2022 год может стать переломным в отношении формирования Центров экспертиз ведущими ОЦО и расширения функционала сервисных центров.

ОЦО «Магнит»: активно развиваем цифровые сервисы
Ольга Прудникова, ОЦО Магнит, – о внедрении цифровых инструментов, программе наставничества в онлайн-формате и роли ОЦО во внедрении ERP-системы.

ОЦО «Ростелеком»: Центр поддержал трансформацию компании
Дмитрий Пересветов, ОЦО «Ростелеком»,– о новой стратегии ОЦО, проекте «Безбумажный офис», а также о возможностях работы на внешнем рынке.