Сообщество профессионалов выделенного сервиса
Стать резидентом Стать резидентом Вход
Портрет ОЦО-2021

Индустрия ОЦО в России существует уже более 15 лет. Клуб ОЦО решил выяснить, каков же он, – типичный Общий центр обслуживания? Для этого мы проанализировали данные, которые предоставили 111 сервисных центров из различных городов России для проекта Клуба «Карта ОЦО». В итоге мы выяснили, что средний возраст российского ОЦО – 7 лет, основной функционал – финансово-бухгалтерский и кадровый, среднее количество сотрудников центров – около 800 человек, при этом более 80% персонала – женщины. О других выводах на основе данных ОЦО – в нашем материале.

Срок работы ОЦО

На основе информации, которую предоставили ОЦО, можно выделить два пика, когда в России наиболее активно открывались сервисные центры, – 2013-2014 годы и 2017-2018 годы. При этом, по данным Клуба ОЦО, большинство российских ОЦО (24,3%) работают в индустрии более 10 лет (с 2011 года и ранее), на втором месте (22,5%) – центры, которые работают на рынке ОЦО более 7 лет (открыты с 2012 по 2014 годы) на третьем (21,6%) – центры со сроком работы более 4 лет (начали работу с 2015 по 2017 годы). Таким образом, можно говорить о достаточно зрелой индустрии сервисных центров в России.

Рисунок 1. Год создания центров

Организационная форма и локации ОЦО

Большинство предоставивших данные ОЦО (82%) функционируют как отдельные юридические лица, только 14% – бизнес-подразделения в составе группы, а 4% – часть глобальной корпоративной структуры.

Рисунок 2. Организационная группа ОЦО в структуре группы, %

При этом 47% ОЦО базируются в одной локации, 30% – в 2-4 локациях и 23% – в 5 и более локациях. Наиболее популярные города присутствия традиционны – помимо Москвы, это Нижний Новгород, Ярославль, Воронеж. О том, на что ОЦО обращают внимание при выборе локации, можно прочитать здесь.

Рисунок 3. Наиболее популярные города присутствия ОЦО

Что интересно: хотя дистанционный формат работы в ОЦО активно развивается и центры начинают привлекать на работу специалистов из других регионов, однако зависимость зарплат в регионе от количества ОЦО сохраняется. В самых популярных локациях ОЦО средняя зарплата примерно на 8,7% выше, чем средний уровень зарплат по России. Актуальные зарплаты на наиболее востребованных в ОЦО позициях в разных регионах России можно посмотреть в проекте Клуба ОЦО «Карта зарплат».

Рисунок 4. Зависимость уровня з/п в регионе от количества центров

Численность центров и количество обслуживаемых юрлиц

По данным Клуба ОЦО, у 38% Центров численность сотрудников от 100 до 500 человек. На втором месте – ОЦО с численностью более 1000 человек (21%), примерно одинаковое количество центров с численностью до 100 чел. (17%) и от 700 до 1000 чел. (16%).

Таким образом, средняя численность центров – 772 человека, минимальное количество сотрудников – 36 человек, а максимальное – более 6 тыс. человек.

Рисунок 5. Количество сотрудников ОЦО

Среди основных клиентов ОЦО подавляющее большинство (около 86%) – компании внутри группы, большинство ОЦО обслуживают от 50 до 100 бизнес-единиц (26%), в среднем центры обслуживают 43 бизнес-единицы, при этом средний процент перевода компаний на обслуживание в ОЦО составляет 71%.

Рисунок 6. Клиенты центров
Рисунок 7. Количество обслуживаемых бизнес-единиц

Функционал центров

Большинство ОЦО, предоставивших данные Клубу ОЦО, оказывают финансово-бухгалтерский функционал (88%), сервисы по управлению персоналом (60%). Далее по популярности идут казначейская функция (45%), архивное делопроизводство/документооборот и обслуживание дебиторской задолженности (по 38%), ИБ и ИТ-обслуживание и сопровождение (35%). Наименее популярная функция, переводимая в российские ОЦО, – продажи и маркетинг (13%).

Рисунок 8. Функции центров

При этом за последние три года в ОЦО наряду с бухгалтерским и кадровым функционалом активно передавались закупочная функция, снабжение и логистика (43%).

Вывод

Вопрос об эффективности централизации функционала для большинства компаний уже не стоит, бизнес понимает все выгоды от этого проекта. Вместе с тем, в ОЦО по-прежнему выводятся традиционные функции, а экспертный функционал, о важности перевода которого так часто говорят представители ОЦО, по-прежнему, как правило, остается в головной компании. Думается, что 2022 год может стать переломным в отношении формирования Центров экспертиз ведущими ОЦО и расширения функционала сервисных центров.

ОЦО «Магнит»: активно развиваем цифровые сервисы
ОЦО «Магнит»: активно развиваем цифровые сервисы
#Лучший опыт, #Тренды, #Цифровизация

Ольга Прудникова, ОЦО Магнит, – о внедрении цифровых инструментов, программе наставничества в онлайн-формате и роли ОЦО во внедрении ERP-системы.

ОЦО «Ростелеком»: Центр поддержал трансформацию компании
ОЦО «Ростелеком»: Центр поддержал трансформацию компании
#Лучший опыт, #Тренды

Дмитрий Пересветов, ОЦО «Ростелеком»,– о новой стратегии ОЦО, проекте «Безбумажный офис», а также о возможностях работы на внешнем рынке.

Похожие Статьи

«Важно выстроить правильные коммуникации с заказчиками»
#Лучший опыт #Развитие ОЦО
«Важно выстроить правильные коммуникации с заказчиками»

В этом году «Черкизово-ОЦО» исполнилось 10 лет. О том, как изменился функционал ОЦО за годы работы, на чем делается упор во взаимодействии с заказчиками и в работе с сотрудниками, каковы приоритеты Центра на ближайшее время Клубу ОЦО рассказала руководитель «Черкизово-ОЦО» Лариса Заторская. – Лариса, расскажите, пожалуйста, какие сервисы сегодня входят в ваш каталог услуг, насколько […]

Трансформация оргструктуры ОЦО: опыт «Интер РАО – Управление сервисами»
#Развитие ОЦО #Трансформация бизнеса #Управление эффективностью
Трансформация оргструктуры ОЦО: опыт «Интер РАО – Управление сервисами»

Майя Евдокимова, «Интер РАО – Управление сервисами», рассказала о пересмотре процессов в разных отделах, который позволил повысить эффективность ОЦО

Как Карта клиентского пути улучшает взаимодействие ОЦО с бизнесом
#Лучший опыт #Развитие ОЦО
Как Карта клиентского пути улучшает взаимодействие ОЦО с бизнесом

Наталья Быкова, T2, - о том, как внедрение CJM помогает ОЦО лучше понять запросы бизнеса и повысить качество сервиса.

«Клиентоориентированность нельзя навязать «сверху»
#Интервью с руководителем #Создание ОЦО #Трансформация бизнеса
«Клиентоориентированность нельзя навязать «сверху»

Татьяна Коваленко, НПФ «Благосостояние», – о том, на чем они делали упор при централизации бэк-офисного функционала

Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Если вы продолжаете работать с этим веб-сайтом, мы предполагаем, что вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.