
Централизация функционала ФЭС: опыт СИБУРа
СИБУР уже много лет реализует проект по централизации финансово-экономической функции. Этот путь был непростым, но в итоге позволил компании оптимизировать процессы и повысить их эффективность. Анна Кустова, директор по экономике и управлению эффективностью «СИБУР-Кстово» (ранее — руководитель направления Центра компетенций СИБУРа), рассказала Клубу ОЦО об этапах внедрения проекта, трудностях, с которыми столкнулась команда в процессе изменений и как они преодолевались.
Эволюция финансово-экономической службы СИБУРа
СИБУР – одна из первых компаний в России, которая открыла собственный ОЦО и начала внедрять сквозные процессы — R2R (Record-to-Report), P2P (Procure-to-Pay), O2C (Order-to-Cash).
Параллельно мы занимались трансформацией функционала ФЭС. В компании более 30 производственных и сервисных предприятий. Сначала мы провели диагностику существующего функционала во всех компаниях и выяснилось, что многие процессы в подразделениях разных бизнесов не унифицированы, далеко не все автоматизированы.
После проведения диагностики и анализа полученных результатов наступил следующий этап эволюции – создание и выстраивание целевого видения и целевой трудоемкости процессов ФЭС на всех предприятиях, с учетом отличительных особенностей, связанных с производственными цепочками, регионами присутствия предприятий и т.д. Был пересмотрен и оптимизирован функционал. Также была проведена централизация ФЭС по территориальной локации площадок, которая позволила пересмотреть оргструктуру данной службы на предприятиях.
Одним из фокусов целевого видения было изменение роли команды ФЭС – снижение контроля со стороны экономистов, передача полномочий и закрепление ответственности за формирование и исполнение бюджетов за подразделениями. Для этого были созданы и проведены обучающие курсы: «Основы экономики», «Экономика для не экономистов», «Бизнес-планирование» и т.д. При этом было принято решение, что преподавать на курсах должны не сотрудники ФЭС, а руководители подразделений, тем самым придавая значимость данному процессу и функционалу. В дальнейшем ФЭС взял на себя роль бизнес-партнеров и контролеров финансовой дисциплины.
После получения запланированных эффектов и приведения структуры к целевым значениям, мы решили провести реинжиниринг целевого видения процессов ФЭС. Были разработаны дальнейшие предложения по повышению эффективности процессов и один из этапов этой работы стало создание единого Центра компетенций «Экономика и управление эффективностью предприятий».

«Основные критерии работы ОЦО – прозрачность и качество сервиса»
Денис Лебедев, Сервисный центр FESCO, – о том, как оценивать эффективность ОЦО и качество обслуживания.

Киберугрозы в эпоху цифровизации: к чему готовится топ-менеджмент
Мировые тренды в сфере информационной безопасности: сравните себя с лидерами в этой сфере