Сообщество профессионалов выделенного сервиса
tg
Стать резидентом Регистрация Вход
Налоговый мониторинг, или ФНС хочет «все и сразу»
Статья 20.09.2023

Налоговый мониторинг, или ФНС хочет «все и сразу»

В спецпроекте Клуба ОЦО и компании ELMA «Все о внедрении налогового мониторинга» мы обсудим нюансы и подходы к решению задач налогового мониторинга и роли ОЦО в нем. 

Уже более 400 компаний в России присоединились к новой системе, а в 2024 году эта цифра может увеличиться до 600. Фактически налоговый мониторинг — это следующий шаг к цифровизации взаимодействия налогоплательщика и государства. Этот шаг сулит выгоды обеим сторонам, но для этого нужна подготовка. Антон Беренцев, директор направления «ELMA365 Налоговый мониторинг», предлагает обсудить, что компаниям обязательно сделать сразу, а что — заложить в фундамент и реализовать позже. Для начала же рассмотрим, для чего налоговый мониторинг нужен ФНС и налогоплательщику.

Содержание
ФНС предусмотрела всё и даже больше
Как обеспечить выгоды налогового мониторинга для компании?
Технологии для налогового мониторинга
Принципы выбора IT-решений для налогового мониторинга 

ФНС предусмотрела всё и даже больше

Основная цель налогового мониторинга (далее — НМ) — снижение затрат всех участников этого процесса. Причем как прямых — трудозатрат на подготовку к налоговой проверке и саму проверку, так и косвенных — сокращение периода, который может подвергаться переоценке по размеру налога. Этот подход был четко обозначен в Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга

Регулятор достигает своей цели через риск-ориентированный подход и интеграцию информационных систем государственного налогового контроля с системами налогоплательщика. Этому посвящены нормативно-правовые акты, которые описывают, какие документы нужно подготовить до начала работы и какие данные ФНС хочет получить:

Отдельно выделены компании, которые связаны с государственным финансированием:

  • участники СЗПК обязаны перейти на НМ в рамках трех лет (Федеральный закон № 225-ФЗ);
  • участникам промышленных кластеров отменены суммовые ограничения для вступления в режим НМ (Федеральный закон № 64-ФЗ);
  • акционерным обществам с госучастием настоятельно рекомендовано вступление в НМ (Распоряжение № 91-р).

Все вместе эти документы описывают правила работы с ФНС в режиме налогового мониторинга. 

Как обеспечить выгоды налогового мониторинга для компании?

И здесь начинается самое интересное. Как же соответствовать требованиям с меньшими, чем ранее, затратами? 

Важно учитывать:

  • высокие требования к качеству данных и документов;
  • потенциальные изменения в приказах ФНС и в процессах компании;
  • необходимость настройки новых процессов (работу с мотивированным мнением, витрину налоговых данных, интеграцию с АИС «Налог-3»).

Только комплексный ответ на эти запросы даст возможность получить выгоду от НМ, а не погрязнуть в дополнительных издержках.

Будьте готовы меняться. Режим налогового мониторинга начал работу в 2016 году. В связи с пандемией и указанием президента «не кошмарить бизнес» количество выездных налоговых проверок уменьшилось, а акцент был смещен в сторону камеральных проверок, то есть на анализ запрашиваемых документов. Начиная с 2021 года идет активное развитие сценариев автоматизированного взаимодействия с ФНС. Новые версии выходят с периодичностью 6–12 месяцев. При этом декларируется существенное расширение требований к данным (регистры учета, справочники, форматы документов).

Пример стремительных изменений в законодательстве — совершенствование функционала АИС «Налог-3». Что произошло? Приказ № ЕД-7-23/1142@ был отменен, приказ № ЕД-7-23/163@ утверждает Порядок получения доступа налоговых органов к информационным системам организации, Федеральный закон № 470-ФЗ продлевает срок использования телекоммуникационных каналов связи для информационного взаимодействия в режиме налогового мониторинга. 

Изменения непрерывно идут и со стороны бизнеса: оптимизация деятельности компании на основе принципов бережливого производства, новые рынки и продукты, изменения при работе с контрагентами. 

В этой ситуации ОЦО выступает как согласующее звено между требованиями бизнеса и налоговых органов. А инфраструктура, которая ляжет в основу налогового мониторинга, должна сразу быть готова к множественным изменениям.

Автоматизация — двигатель прогресса. Для эффективной работы в режиме НМ компания должна автоматизировать процессы сбора и подготовки документов первичного учета, формализовать публикацию отчетности на витринах, организовать и постоянно расширять набор контрольных процедур. 

Автоматизация НМ нужна и для соблюдения требований ФНС, и для ускорения выполнения рутинных задач и повышения эффективности налоговой функции внутри самой компании.

  • Создавая витрины аналитических данных, вы сможете организовать онлайн-взаимодействие с налоговыми органами.
  • Интеграция с АИС «Налог-3» обеспечит автоматическое взаимодействие ИС компании и ИС налогового органа по действующим базовым сценариям.
  • Автоматическое формирование налоговых регистров и деклараций позволит раскрывать показатели налоговой отчетности по принципу drill down.
  • Автоматизация системы хранения информации ускорит поиск документов в ответ на запросы ФНС.
  • Оценка СВК будет напрямую зависеть от автоматизации контрольных процедур.

Используйте готовые блоки. Многие из задач НМ не являются уникальными для компании, например интеграция с АИС «Налог-3», порядок работы с документами первичного учета, процессы публикации деклараций, формы взаимодействия с НО (Приказ Федеральной налоговой службы от 11 мая 2021 года № ЕД-7-23/476@), СВК (приказ ФНС России от 25 мая 2021 года № ЕД-7-23/518). 

Такие готовые решения сегодня есть на рынке IТ-продуктов, и их стоит активно использовать при работе в режиме НМ. Это позволит существенно сократить время и сэкономить ресурсы, а значит, лучше адаптировать внутренние процессы и получить бoльший эффект от НМ. 

Например, есть отлаженные решения и подходы по следующим направлениям.

  • Работа с юридически значимым электронным документооборотом: интеграции с операторами ЮЗ ЭДО, автоматическое формирование, проведение документов в ERP.
  • Оцифровка документов на бумажном носителе: распознавание, создание карточки, связь с транзакцией в учетной системе.
  • Интеграция с АИС «Налог-3» и покрытие всех опубликованных сценариев взаимодействия.
  • Единый архив документов, который включает электронные и сканированные документы, процессы согласования, классификацию документов в соответствии со справочником ФНС СПВДОК и связь с учетной системой.
  • Наборы контрольных процедур для СВК. 

Технологии для налогового мониторинга

Что же упростит работу ОЦО в режиме налогового мониторинга?

Инструменты BPMS обеспечат взаимосвязь различных подразделений в сквозном процессе и необходимую гибкость. При этом будет гарантировано соблюдение регламентов и исключены функциональные разрывы. 

Технологии Low-code дадут необходимый и доступный для любого уровень автоматизации. Используя такие решения, организация и подразделения могут самостоятельно моделировать блоки автоматизации любого уровня сложности, встраивать их в процессы и использовать во множестве точек. 

Микросервисная архитектура позволит масштабировать процессы и процедуры налогового мониторинга на неограниченное количество организаций, обеспечивать связь с любыми системами и неограниченно наращивать уровень автоматизации за счет готовых сервисов на любых языках программирования. Также она дает возможность для оптимизации расходов на обслуживание IT-инфраструктуры ОЦО. Будет возможность вносить изменения в отдельные сервисы, не затрагивая другие части системы, а также комбинировать состав микросервисов. 

Принципы выбора IT-решений для налогового мониторинга 

В настоящее время достаточно много продуктов, которые удовлетворяют критериям современного IT-ландшафта. Чтобы проект приносил пользу, а не съедал ресурсы, стоит учесть несколько принципов при выборе. 

Единое решение. Налоговый мониторинг требует высокой скорости (это заложено в самом подходе) и включает необходимость постоянной адаптации к изменениям.

Если решение будет состоять из отдельных компонентов, то сложность системы вырастет кратно. Это повлечет за собой риски сбоев при работе с АИС «Налог-3», рост стоимости сопровождения и рано или поздно внедрение другого решения. Единая платформа даст возможность сосредоточиться только на новых изменениях внутри и вне компании. 

Постепенное наращивание сложности. Кажется, что этот принцип противоречит единому решению. Но это не так. Налоговый мониторинг сразу включает в себя группу сложных задач: создание единого электронного архива документов, обеспечение качества первичных документов, интеграцию с АИС «Налог-3» и многие другие. При этом каждую из этих задач стоит решать в минимально достаточном размере. Не нужно пытаться объять все сразу. Лучше предусмотреть в самом начале возможность неограниченного роста:

  • количества документов;
  • сложности процессов;
  • вариантов интеграций;
  • подходов к автоматизации. 

Непрерывное сопровождение. Очевидно, что после вступления в НМ компания на очень долгий период времени будет вовлечена в этот процесс. Естественно, что необходимо активно использовать готовые подходы и компоненты. И тут важно, чтобы продукт, который используется для НМ, обновлялся и развивался вендором. Чтобы планы по решению были понятны на три — пять лет, а сам вендор имел опыт такой поддержки. Важно и наличие понятных правил сопровождения на этот срок.

Технологическая зрелость решения для налогового мониторинга. Оно должно подтвердить свою работоспособность. Обращайте внимание на количество тестов и внедрений системы, а также на частоту обновлений. Совершенству нет предела, и это же касается улучшений в работе систем для налогового мониторинга. 


Важно отметить, что проект налогового мониторинга всегда выходит за рамки только налогового департамента. Например, электронный архив поможет решить задачи электронного документооборота в целом, а информация по СВК — в анализе бизнес-рисков. В следующих статьях мы подробно разберем модули решений для налогового мониторинга и как их можно интегрировать в остальные бизнес-процессы.

Оценка вовлеченности сотрудников: тренды и практические подходы
Оценка вовлеченности сотрудников: тренды и практические подходы
#HR, #Тренды

Измерение вовлеченности сотрудников является важным инструментом управления персоналом. Он позволяет бизнесу и ОЦО не только выявить проблемные зоны, но и разработать план действий для повышения уровня вовлеченности и эффективности сотрудников. Клуб ОЦО выяснил, каким образом ОЦО подходят к оценке вовлеченности и насколько их подход отличается от тенденции в корпоративном секторе в целом. Как ОЦО измеряют […]

Как улучшить учетные процессы в ОЦО
Как улучшить учетные процессы в ОЦО
#Финансы, #Цифровизация

Екатерина Куликова, VK Tech, – о том, каким образом автоматизировать ведение учета и подготовку отчетности

Похожие Статьи

От ЭДО к ИИ: эволюция документооборота
#Цифровизация #ЭДО
От ЭДО к ИИ: эволюция документооборота

Цифровизация документооборота не избавляет сотрудников полностью от ручной работы, просто эта работа принимает другие формы. Наталья Корецкая, директор операционного департамента компании «АльфаСтрахования», рассказала Клубу ОЦО, каким образом инструменты искусственного интеллекта позволяют минимизировать рутинную работу с документами и повысить ее эффективность. ЭДО не решает всех проблем? «Документ — это налог на процесс», — это формулировка ChatGPT, […]

Модели работы с сотрудниками бэк-офисных функций: плюсы и минусы
#HR #Управление эффективностью
Модели работы с сотрудниками бэк-офисных функций: плюсы и минусы

Ольга Незговорова, SCHNEIDER GROUP, – о том, от чего зависит выбор схемы работы с сотрудниками и что надо учесть при ее выборе

ПСР-лаборатория бухгалтеров — площадка для роста: опыт Гринатома
#Лучший опыт #Управление эффективностью #Цифровизация
ПСР-лаборатория бухгалтеров — площадка для роста: опыт Гринатома

Елена Двойникова, Гринатом, рассказала, как в ОЦО пришли к идеи внедрения производственной системы в бухгалтерии и какие эффекты от этого получили

Переход на электронные перевозочные документы: возможные проблемы
#Цифровизация #ЭДО
Переход на электронные перевозочные документы: возможные проблемы

Как подготовиться к переходу на транспортный ЭДО и какие проблемы предстоит решать бизнесу