Сообщество профессионалов выделенного сервиса
menu
«Контроль не должен превращаться в паранойю»

«Контроль не должен превращаться в паранойю»

#COVID-19
#Антикризис
Роман Гречишников

Роман Гречишников

Центр Сервисных Решений ЕВРАЗ

Руководитель управления реализации проектов

Кто из сотрудников останется работать дистанционно после отмены режима самоизоляции? Как их контролировать и мотивировать? Об этом Клуб ОЦО поговорил с Романом Гречишниковым, руководителем управления реализации проектов Центра Сервисных Решений компании ЕВРАЗ. 

 В условиях пандемии большинство ОЦО были вынуждены перевести своих сотрудников на удаленную работу. На ваш взгляд, насколько такой формат работы будет актуален для ОЦО и дальше? 

– Да, это актуально для ОЦО. Задолго до ситуации, связанной с пандемией, мы начали прорабатывать проект по постепенному переводу части коллектива на дистанционную работу. Прежде всего транзакционных сотрудников, которые выполняют простые бухгалтерские операции, верификаторов — тех, кто верифицируют документы после сканирования. Бухгалтерскую функцию в целом перевести на удаленную работу проще, чем, к примеру, сотрудников кадровой службы, которые в силу законодательства о персональных данных должны минимизировать риск утечки этих данных, что при работе из дома сделать сложнее.

А как быть с защитой бухгалтерской информации?

– Это вполне решаемая задача. Защита данных в большой степени зависит от инструментов, которые используются для дистанционного доступа. Все современные технологии для организации удаленной работы в той или иной степени позволяют защитить данные, как минимум, запретить возможность их копирования. Они закрывают базовые возможности утечки корпоративной информации. 

Один из самых распространенных вопросов, который сегодня задают ваши коллеги, – как контролировать работу удаленных сотрудников?

– Конечно, организованная система контроля – важный вопрос при принятии решения о переходе на работу из дома. Например, с транзакционными сотрудниками проще. Для них, как правило, есть планы по выработке (количество документов, операций или проводок, которые ты должен обработать за день). В этой ситуации не важно, в какое именно время сотрудник работает, если он выполняет суточную норму. Но если показатели систематически срываются, то руководитель должен разобраться в причинах: пересмотреть нормирование, выяснить, с чем это связано, а при необходимости даже и поменять сотрудника.

По не транзакционным сотрудникам сложнее. Вариативность решений гораздо больше, так как работу многих функций сложно, что называется, оцифровать. В данном случае, контроль может быть построен с помощью систем, которые позволяют вести трекинг задач. Если углубляться дальше, в сторону ужесточения контроля, то на рынке сейчас много систем, которые позволяют фиксировать активность пользователей в течение рабочего дня. Но здесь, помимо организационных, могут вставать и этические вопросы – рассказывать ли людям о наличии такой системы и как будет чувствовать себя сотрудник, зная, что все его действия контролируются? В любом случае, контроль должен быть настроен, а вот уровень его достаточности определяется в каждой конкретной ситуации. Главное, чтобы это не превращалось в паранойю.

В ОЦО бухгалтеры традиционно работают с двумя мониторами. Как быть с компьютерной техникой при удаленной работе, выдавать ее сотрудникам?

– Если абстрагироваться от текущей ситуации с пандемией, в рамках проработки проекта по переходу на удаленку мы не планировали обеспечивать сотрудников техникой. Ведь если удаленным сотрудникам выдавать еще и офисные компьютеры, то мы не получим ту экономию, на которую рассчитываем. Точнее, она будет нивелироваться работой по поддержке и обслуживанию офисной техники, взятой на дом. Мы предполагали, что сотрудники по чек-листам самостоятельно проверяют, насколько их ноутбуки и компьютеры, скорость интернета, соответствуют базовым требованиям для эффективной удаленной работы. Такова концепция проекта, потом мы, возможно, ее пересмотрим.

Роман, как вы считаете, сколько сотрудников ОЦО можно вывести на удаленную работу в будущем?

– По нашим оценкам, исходя из существующих мировых практик, до 50% сотрудников ОЦО можно вывести на удаленку. Во многом этот вопрос зависит от профиля функций, выполняемых ОЦО.

И в заключение, пожалуй, главный вопрос, волнующий ваших коллег, которые также задумываются о переводе сотрудников ОЦО на удаленку. В чем секрет успеха работы удаленных сотрудников? Высокий уровень ИТ-поддержки или другие факторы?

– Сложный вопрос, который имеет много составных частей. Конечно, всем понятно, что IT-поддержка на достаточном уровне очень важна, ведь если системы медленно работают, то люди нервничают и это отрицательно сказывается на качестве работы.

Но не менее важно организовать и пространство для взаимодействия с удаленными сотрудниками – сейчас у кого-то это группы в мессенджерах, у кого-то скайп, у кого-то zoom. Руководители сами выбирают каналы коммуникаций между сотрудниками. Сейчас, с одной стороны, сложное, а с другой, – удачное время для того чтобы протестировать разные технологии и выбрать то решение, которое впоследствии будет для всех удобно в части коммуникации с офисом. Есть такая проблема, что люди, которые на удаленке, теряют связь с офисом, этого быть не должно.

И еще, как мне кажется, очень важен карьерный аспект – куда сотрудник может двигаться, если он работает удаленно. Сможет ли он получить прибавку к зарплате или перейти на следующую карьерную ступеньку – от простого бухгалтера к руководителю группы? Изменится ли в случае повышения формат его работы, надо ли будет вернуться в офис или нет? Вопросы возможностей карьерного роста при удаленной работе и отсутствие такого роста как демотивирующий фактор для молодых специалистов — это пока дискуссионные темы. Здесь мы сейчас в стадии поиска и тестирования идей.

Беседовала Анна Чернецкая