
Как избежать «цифрового истощения»: практические советы
Современные руководители большую часть рабочего времени проводят в цифровой среде. И даже общение с сотрудниками часто происходят через электронную почту, мессенджеры или онлайн-платформы. Цифровизация повышает продуктивность руководителей, однако у подобной коммуникации есть и обратная сторона. Свыше 53% топ-менеджеров жалуются на повышенную нагрузку и истощение от непрерывной коммуникации в сети, а 61% проводят чрезмерно много времени в онлайн-среде бесцельно. Именно поэтому появился такой термин, как цифровая осознанность — навык, который необходимо развивать руководителям, чтобы быть эффективными и успешными
Цифровые инструменты на работе: повышают эффективность, но и способствуют выгоранию
Эксперты СберУниверситета провели исследование и изучили особенности использования руководителями цифровой среды на работе, а также ее влияние на продуктивность и потребность в правилах цифрового этикета.
Согласно исследованию, руководители постоянно применяют цифровые устройства, что повышает эффективность и оперативность коммуникации. Чаще всего они используют мессенджеры (86%), электронную почту (74%), видеозвонки (51%). Лишь 41% опрошенных проводят офлайн-встречи, а четверть вообще не проводят очных встреч.
Подавляющее большинство респондентов (93%) считают цифровые каналы коммуникации эффективными, кроме того, практически все участники опроса используют цифровые сервисы и для других целей: 92% считают цифровую среду полезным инструментом для обучения и развития; 67% читают статьи или книги в электронном виде, еще 61% смотрят видеоуроки либо лекции, а 59% пользуются интерактивными программами или электронными курсами.
Тем не менее, руководители признали, что digital-формат в общении для них является дополнительной рабочей нагрузкой. Приходится постоянно переключаться между собеседниками, устройствами и приложениями, отвлекаться на новые задачи. Это снижает концентрацию и продуктивность.
Цифровой формат общения оказывает негативное влияние и на психологическое состояние. 53% респондентов отметили, что коммуникации в сети именно по рабочим вопросам повышают нагрузку и вызывают у них истощение. Возможно ли с этим бороться?
Общение онлайн должно стать экологичным
Главные негативные последствия долгого нахождения в цифровой среде – зависимость и доступность. Как ни странно, но постоянная доступность в сети мешает концентрации и снижает работоспособность. Руководители, которым переключения между задачами и собеседниками сильнее мешают в работе, испытывают больше дискомфорта от того, что они доступны для общения в сети в любое время.
Кроме того, СЕО нуждаются в правилах взаимодействия в сети. Между тем, 44% опрошенных заявили об отсутствии «кодекса» экологичного общения в их окружении.
Еще один негативный фактор – токсичное поведение коллег (игнорирование удобства собеседника). Респонденты назвали несколько его признаков: коммуникация в нерабочее время, назначение встреч без учета календаря других сотрудников компании, требование срочного ответа или раньше оговоренного срока, невежливость, грубость, переход на личности, отсутствие внятного ответа на заданный вопрос, голосовые сообщения, неконструктивный диалог.
Только треть респондентов не сталкиваются с токсичностью при общении в цифровой среде. Почти 60% руководителей при этом испытывают раздражение, а 23% — чувство отторжения к собеседнику. Однако и сами СЕО порой допускают токсичное поведение при коммуникации.
Цифровой детокс или регулирование инфопотоков?
Самый простой способ уменьшить «информационный шум» — ограничить онлайн-коммуникацию. Именно к этому способу чаще всего прибегают руководители. Например, 46% опрошенных отключают звук уведомлений либо вовсе отключают телефон, 26% планируют время на разные виды коммуникации (проверка сообщений и ответы по электронной почте), 23% приоритезирует информацию, сегментируя ее по важности и срочности, а 11% ограничивают использование цифровых каналов, отказываясь от части приложений.
Авторы исследования полагают, что необходимо развивать еще и цифровую осознанность, то есть не сокращать и не убирать факторы, вызывающие стресс, а учиться ими управлять.
«Сложно установить причинно-следственную связь между двумя факторами – мы не знаем, что первично: стресс или истощение от цифровой среды. Именно поэтому, развивая цифровую осознанность, мы не сокращаем и не убираем стрессоры, а именно учимся ими управлять. В результате вы почувствуете, что при работе в цифровой среде вы справляетесь с напряжением, ваше самочувствие улучшается. Яркие эмоции, которые мы испытываем в процессы общения и работы, дают нам важную обратную связь и позволяют вовремя реагировать на значимые события», — поясняет Анастасия Макарьева, главный специалист, Академия лидерства, СберУниверситет.
Эксперты рекомендуют:
- делать регулярные перерывы в онлайн-коммуникациях, чтобы отвлечься и восстановиться;
- управлять своим расписанием, выделяя время на работу, учебу и отдых без переключений;
- заботиться о своем организме, чтобы укрепить способность справляться со стрессом (сон, питание, физическая активность).
Резюме
Цифровая среда может приносить меньше стресса, если использовать практики цифровой осознанности. Главный враг продуктивности при постоянном использовании digital-коммуникации – это постоянное переключение между устройствами, задачами и собеседниками. Самый лучший вид цифрового детокса – физическая активность, а защита от истощения – ограничение использования цифровых устройств и каналов. Умение контролировать информационные потоки позволяет на треть реже испытывать эмоциональное истощение на работе и сократить бесцельное времяпрепровождение онлайн.
А у вас в компании есть «цифровой кодекс» или правила общения в онлайн-формате? Если готовы поделиться своим опытом, напишите anna@sscclub.ru

Как цифровая ясность повышает эффективность бизнес-процессов
Александр Пошивалов рассказывает, как цифровизация помогает ОЦО снизить потери рабочего времени и повысить эффективность.

«Рисуем процессы вместе с клиентом»: опыт ОЦО T2
Наталья Быкова, Т2, – о том, как визуализация бизнес-процессов позволяет быстрее найти в них узкие места и возможности для оптимизации.