Лучшие практики европейских ОЦО в условиях COVID-19
Пандемия COVID-19 вносит коррективы в работу компаний всего мира. Европейские страны закрыли границы и ввели жесткие карантинные меры немного раньше, чем Россия. Именно поэтому команда портала Клуб ОЦО решила рассказать о том, как ОЦО Европы справляются с новыми реалиями. Мы представляем вам перечень мер, которые используются ОЦО для предотвращения распространения вируса в Центральной и Восточной Европе.
Удалёнка – главная по борьбе с вирусом

Этой девочке в марте 2020 улыбалась вся Россия
В период с 12 по 16 марта 2020 года европейская Ассоциация лидеров бизнес-услуг (ABSL) провела опрос 49 центров выделенных сервисов, в которых занято около 27 000 сотрудников.
Опрос показал, что 98% европейских ОЦО считают перевод работников на удаленный режим основной мерой по предотвращению распространения вируса. В 43% европейских ОЦО режим home office действует для 90 – 100% сотрудников, в каждом пятом ОЦО дома трудятся 70-80% кадров. Еще 16% ОЦО отправили по домам 50-60% сотрудников. Подготовка к этим мерам была плавной: еще до начала кризиса с COVID-19 сотрудники 71% восточноевропейских ОЦО могли работать из дома, по меньшей мере один день в неделю.
Режим home office в первую очередь предоставляют сотрудникам, которые имеют ноутбуки и технически способны работать из дома. Тем, кто приходит в офис, рекомендуют ежедневно забирать ноутбук домой на случай изменения режима.
Для тех, кто остался в офисе
Даже в условиях пандемии невозможно перевести на удаленный режим работы 100% персонала. Чаще всего в офисе вынуждены оставаться сотрудники кадровых служб, клиентских сервисов, специалисты по обработке физических документов и технический персонал, отвечающий за обслуживание оборудования. Европейские ОЦО стараются максимально защитить этих людей от болезни. Для этого, в компаниях применяются следующие меры:
- Более интенсивная очистка помещений общего пользования и тщательная дезинфекция (ручки дверей, поручни и т. д.)
 - Антибактериальное мыло во всех туалетах и на кухнях
 - Постоянный мониторинг здоровья сотрудников, доступность термометров на рабочем месте
 - Обязательное использование масок для лица и респираторов в офисах
 - Регулярная дезинфекция компьютерной техники
 - Пункты дезинфекции рук по всему офису (дозаторы с санитайзером)
 - Запрет на доставку корреспонденции и посылок на рабочее место
 - Перестановка мебели, чтобы обеспечить безопасную дистанцию между сотрудниками (минимум 2м)
 - Минимизация передвижения на общественном транспорте — компании предлагают сотрудникам использовать служебные авто, оплачивают топливо для личных машин и поездки на такси, расширяют предложение парковочных мест у офисов, помогают сотрудникам организовать совместные поездки домой и на работу
 
Информирование сотрудников о мерах, которые необходимо соблюдать в условиях пандемии, включает:
- Выпуск информационных материалов об охране здоровья и мерах защиты от COVID-19 (материалы размещаются на корпоративных порталах, вывешиваются в офисах и местах отдыха сотрудников, направляются по электронной почте)
 - Информирование менеджеров о принципах профилактики заболеваемости
 - Обновление стандартных рекомендаций по поведению в аэропортах, вокзалах, в общественном транспорте
 
Непрерывность бизнес-процесса
Непрерывность бизнес-процессов требует, чтобы руководители ОЦО разработали и обеспечили выполнение сценариев работы в условиях ограниченного кадрового ресурса. В европейских ОЦО практикуют следующие меры:
- Подготовка плана мероприятий по обеспечению непрерывной деятельности (business continuity planing, ВСР) в условиях массового отсутствия на рабочих местах или нехватки персонала, включая долгосрочные сценарии
 - Тестирование разработанного плана с каждым клиентом
 - Постоянный мониторинг и готовность к выполнению сценариев BCP
 - Заблаговременное оформление соглашений о работе в режиме удаленного офиса
 - Составление списков сотрудников, которым необходим переход на домашний режим из-за закрытия детских учреждений
 - Перевод входящих звонков на личные телефоны сотрудников. Использование личных телефонов для обработки клиентских звонков
 - Активация неиспользуемых ноутбуков и закупка дополнительного оборудования для удаленной работы
 - Ежедневный контроль численности персонала, мониторинг здоровья и места нахождения кадров – как тех, кто работает в офисе, так и переведенных на удаленный режим
 - Разработка системы мониторинга и ежедневной отчётности сотрудников, работающих в удаленном режиме
 
И еще раз подчеркнем — очень важно предупредить клиентов о возможных изменениях в сервисе, связанных с чрезвычайной ситуацией.
Прямые меры
Для сдерживания эпидемии также важно избегать чрезмерной скученности персонала. Чтобы регулировать число сотрудников, одновременно работающих в офисе, руководители ОЦО идут на следующие шаги:
- Домашний офис предоставляется всем сотрудникам, которые технологически готовы к работе из дома
 - Сотрудникам, которые еще не находятся на домашнем офисе, рекомендуется ежедневно забирать ноутбук домой
 - Изменение графика работы сотрудников и переход на сменный режим, чтобы избежать перегруженности офисов
 - Запрет на организацию совещаний с участием более 10 человек
 - Запрет на организацию и посещение встреч, конференций и других массовых мероприятий
 - Обязательный 14-дневный карантин для сотрудников, возвращающихся из регионов повышенного риска
 - Обязательное извещение служб HR и непосредственных руководителей о возвращении из зарубежных поездок до прихода в офис
 - Полный запрет на посещение офисов, производственных помещений и на общение с коллегами для всех, у кого обнаружены тревожные симптомы
 - Отмена внутренних тренингов, их замена на онлайн-активности
 - Отмена экскурсий, посещений офисов компании
 - Тщательный контроль состояния здоровья вновь поступающих сотрудников (проверка самочувствия за последние 14 дней)
 - Запрет на прием на работу кандидатов, прибывающих из эпидемиологически опасных регионов
 - Менеджеры несут ответственность за ежедневную отчетность сотрудников, находящихся на карантине или в больнице, а также тех, кто возвращается из страны с высоким уровнем риска (домашний офис)
 
Мы желаем вам крепкого здоровья и продолжаем подготовку к запуску портала для профессионалов отрасли выделенных сервисов.
Надеемся скоро встретиться с вами онлайн в Клубе ОЦО, где продолжим делиться новыми знаниями, советами и практиками.
        Как увидеть цифровое будущее ОЦО — советы эксперта Citibank
Бурное развитие цифровых технологий иногда обескураживает: какие инструменты выбрать? Рекомендации от эксперта Citibank по цифровым услугам для бизнеса.
        Централизация закупок в глобальной компании. Oпыт HEINEKEN
Андрей Согрин подробно о всех этапах создания единой системы закупок в российском подразделении международного холдинга.