Сообщество профессионалов выделенного сервиса
Стать резидентом Стать резидентом Вход
Стратегия по развитию бухучета и аудита до 2030 года: ключевые направления
Статья 09.12.2024

Стратегия по развитию бухучета и аудита до 2030 года: ключевые направления

Министерство финансов РФ разъяснило, как в среднесрочной перспективе будет реализована стратегия по развитию бухгалтерского учета и аудита. Ранее Правительство определило основные направления госполитики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года.

В Информационном сообщении от 27.11.2024 Минфин дал разъяснения, на каких принципах будет основана государственная политика по развитию бухучета и аудита, а также какие шаги предпримут федеральные органы власти для ее реализации.

Так, в ближайшие пять лет ключевыми направлениями в данной сфере станут:

  • развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финотчетности в качестве основного инструмента регулирования;
  • расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) как способа реализации информационных потребностей пользователей;
  • совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.

Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.

Развитие системы стандартов бухучета и финансовой отчетности

Для развития стандартов учета и отчетности запланировано внесение изменений в законодательство, а именно: 

  • будут уточнены отдельные нормы Федеральных законов «О бухгалтерском учете» и «О консолидированной финансовой отчетности»;
  • завершится принятие базового комплекта ФСБУ, в который  должны войти в том числе стандарты бухучета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств;
  • будет разработано методическое обеспечение возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета;
  • для применения в РФ будут признаны стандарты раскрытия информации об устойчивости МСФО;
  • будет принят акт, определяющий концептуальные основы бухгалтерского учета;
  • планируется улучшить качество перевода текстов стандартов МСФО на русский язык;
  • будут уточнены процедуры корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности.

В части уточнения законодательных норм наиболее важными нововведениями являются упорядочение применения понятия «бухгалтерская (финансовая) отчетность», которое должно объединять понятия «бухгалтерская отчетность» и «консолидированная финансовая отчетность» («финансовая отчетность» в случаях, когда организация, обязанная составлять КФО, не создает группу); введение понятия «профессиональное суждение лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета», и определение его роли в разработке учетной политики экономического субъекта.

Кроме того, должны быть:

  • установлены правила признания внешних документов первичными учетными документами, определен порядок разработки электронных форматов документов бухгалтерского учета и хранения электронных документов бухгалтерского учета;
  • уточнены нормы об инвентаризации активов и обязательств организаций, а также о составлении финансовой отчетности при преобразовании организаций;
  • введено обязательное составление промежуточной финансовой отчетности как минимум за первое полугодие организациями, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • введен отложенный (не менее года после принятия) порядок вступления в силу стандартов бухгалтерского учета для обязательного применения.

Расширение функционала ГИРБО

Правительство намерено увеличить число инструментов контроля качества отчетности, которую будут включать в информационную систему, а именно:

  • включить в него консолидированную финансовую отчетность, раскрываемую информацию об устойчивости, а также промежуточную финансовую отчетность;
  • усилить координацию процедур раскрытия отчетности организаций посредством включения ее в ГИРБО с процедурами раскрытия этой же отчетности иными способами, предусмотренными законодательством;
  • внедрить технологические решения, позволяющих учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов;
  • расширить инструментарий контроля качества отчетности, включаемой в ГИРБО;
  • разработать и внедрить аналитический инструментарий, позволяющий заинтересованным пользователям анализировать содержащуюся в ГИРБО отчетность;
  • ввести административную ответственность экономических субъектов в случае ненадлежащего исполнения обязанности по представлению финансовой отчетности в ГИРБО.

Совершенствование экономической модели аудиторской организации

В части оказания аудиторских услуг предлагается расширить практику проведения аудита или иных проверок систем внутреннего контроля организаций, а также внедрить решения, позволяющие предоставлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде.

Кроме того, планируется доработать Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и усилить ответственность, в том числе имущественную, аудиторских организаций и аудиторов за грубые нарушения обязательных требований в данной сфере. 

Также планируются изменение системы закупок аудиторских услуг, включить субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухгалтерского учета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Помимо этого, отмечается, что продолжится работа по признанию российской системы регулирования и контроля аудиторской деятельности эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), исходя из потребности российского делового сообщества.

Кросс-функциональный подход в ОЦО на примере автоматизации отгрузок
Кросс-функциональный подход в ОЦО на примере автоматизации отгрузок
#Цифровизация, #ЭДО

Вероника Кибирева, ГК АПК, рассказала о том, как автоматизация документооборота помогла существенно оптимизировать процесс логистики.

«Главный показатель работы ОЦО – качество»
«Главный показатель работы ОЦО – качество»
#Интервью с руководителем, #Лучший опыт, #Развитие ОЦО

Людмила Сорокина, ЦСР ЕВРАЗа, – о ключевых проектах Центра, подходах к оптимизации процессов и взаимодействию с клиентами.

Похожие Статьи

Новогодний корпоратив для сотрудников: праздник все-таки состоится
#HR #Тренды #Управление персоналом
Новогодний корпоратив для сотрудников: праздник все-таки состоится

Впереди декабрь, а конец года традиционно становится для многих компаний не только напряженным периодом для завершения всех рабочих задач, но и временем праздничных корпоративов. Планируют ли компании и ОЦО корпоративно отмечать Новый год в этом году, и если да, то как именно, — читайте в нашем материале. Будут ли компании проводить корпоративы? Клуб ОЦО провел […]

10 основных HR-трендов в 2025 году
#HR #Тренды
10 основных HR-трендов в 2025 году

От удержания персонала до цифровых технологий и развития бренда работодателя - изучаем, что будет актуально на рынке труда в будущем году.

Топ-10 стратегических технологических трендов 2025 года
#Международный опыт #Тренды
Топ-10 стратегических технологических трендов 2025 года

От искусственного интеллекта для принятия решений до неврологического совершенствования человека - основные мировые технологические тренды на будущее

Налоговая политика России: что изменится в ближайшие три года
#Тренды #Финансы
Налоговая политика России: что изменится в ближайшие три года

Минфин утвердил основные направления развития российской налоговой системы.

Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Если вы продолжаете работать с этим веб-сайтом, мы предполагаем, что вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.