Стратегия по развитию бухучета и аудита до 2030 года: ключевые направления
Министерство финансов РФ разъяснило, как в среднесрочной перспективе будет реализована стратегия по развитию бухгалтерского учета и аудита. Ранее Правительство определило основные направления госполитики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года.
В Информационном сообщении от 27.11.2024 Минфин дал разъяснения, на каких принципах будет основана государственная политика по развитию бухучета и аудита, а также какие шаги предпримут федеральные органы власти для ее реализации.
Так, в ближайшие пять лет ключевыми направлениями в данной сфере станут:
- развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финотчетности в качестве основного инструмента регулирования;
- расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) как способа реализации информационных потребностей пользователей;
- совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
Развитие системы стандартов бухучета и финансовой отчетности
Для развития стандартов учета и отчетности запланировано внесение изменений в законодательство, а именно:
- будут уточнены отдельные нормы Федеральных законов «О бухгалтерском учете» и «О консолидированной финансовой отчетности»;
- завершится принятие базового комплекта ФСБУ, в который должны войти в том числе стандарты бухучета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств;
- будет разработано методическое обеспечение возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета;
- для применения в РФ будут признаны стандарты раскрытия информации об устойчивости МСФО;
- будет принят акт, определяющий концептуальные основы бухгалтерского учета;
- планируется улучшить качество перевода текстов стандартов МСФО на русский язык;
- будут уточнены процедуры корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности.
В части уточнения законодательных норм наиболее важными нововведениями являются упорядочение применения понятия «бухгалтерская (финансовая) отчетность», которое должно объединять понятия «бухгалтерская отчетность» и «консолидированная финансовая отчетность» («финансовая отчетность» в случаях, когда организация, обязанная составлять КФО, не создает группу); введение понятия «профессиональное суждение лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета», и определение его роли в разработке учетной политики экономического субъекта.
Кроме того, должны быть:
- установлены правила признания внешних документов первичными учетными документами, определен порядок разработки электронных форматов документов бухгалтерского учета и хранения электронных документов бухгалтерского учета;
- уточнены нормы об инвентаризации активов и обязательств организаций, а также о составлении финансовой отчетности при преобразовании организаций;
- введено обязательное составление промежуточной финансовой отчетности как минимум за первое полугодие организациями, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
- введен отложенный (не менее года после принятия) порядок вступления в силу стандартов бухгалтерского учета для обязательного применения.
Расширение функционала ГИРБО
Правительство намерено увеличить число инструментов контроля качества отчетности, которую будут включать в информационную систему, а именно:
- включить в него консолидированную финансовую отчетность, раскрываемую информацию об устойчивости, а также промежуточную финансовую отчетность;
- усилить координацию процедур раскрытия отчетности организаций посредством включения ее в ГИРБО с процедурами раскрытия этой же отчетности иными способами, предусмотренными законодательством;
- внедрить технологические решения, позволяющих учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов;
- расширить инструментарий контроля качества отчетности, включаемой в ГИРБО;
- разработать и внедрить аналитический инструментарий, позволяющий заинтересованным пользователям анализировать содержащуюся в ГИРБО отчетность;
- ввести административную ответственность экономических субъектов в случае ненадлежащего исполнения обязанности по представлению финансовой отчетности в ГИРБО.
Совершенствование экономической модели аудиторской организации
В части оказания аудиторских услуг предлагается расширить практику проведения аудита или иных проверок систем внутреннего контроля организаций, а также внедрить решения, позволяющие предоставлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде.
Кроме того, планируется доработать Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и усилить ответственность, в том числе имущественную, аудиторских организаций и аудиторов за грубые нарушения обязательных требований в данной сфере.
Также планируются изменение системы закупок аудиторских услуг, включить субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухгалтерского учета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Помимо этого, отмечается, что продолжится работа по признанию российской системы регулирования и контроля аудиторской деятельности эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), исходя из потребности российского делового сообщества.
Кросс-функциональный подход в ОЦО на примере автоматизации отгрузок
Вероника Кибирева, ГК АПК, рассказала о том, как автоматизация документооборота помогла существенно оптимизировать процесс логистики.
«Главный показатель работы ОЦО – качество»
Людмила Сорокина, ЦСР ЕВРАЗа, – о ключевых проектах Центра, подходах к оптимизации процессов и взаимодействию с клиентами.