О том, как карантин изменит отношение к работе в офисе, и почему у бизнеса теперь нет географических границ в интервью Клубу ОЦО рассказала Наталья Сомова – заместитель генерального директора по внутреннему сервису ГК «Миррико».
– Наталья, исходя из вашего опыта, каких сотрудников ОЦО можно переводить на удаленную работу в будущем?
– Мы тоже задались этим вопросом. После 2-х недель удаленной работы мы провели опрос среди своих сотрудников (не только по ОЦО, а по всей группе компаний), кто готов остаться работать на удаленке 3 месяца, свыше 3-х месяцев, до конца года и насовсем. У нас выявилось несколько категорий должностей, которые готовы долгосрочно оставаться на удаленке.
Из сотрудников ОЦО – это бухгалтерия, начисление ЗП, кадровая служба (кроме оформления прихода/увольнения). Есть ряд кадровых процессов, по которым необходим кадровик в офисе, но если разбить процессы на транзакции, то часть транзакций можно делать дома, а часть в офисе (с подписанием документов).
Кто-то ответил, что может работать удаленно, но, видимо, мы должны лучше обеспечить их с технической стороны, кто-то может до конца года, а затем нужно иногда выходить в офис для решения ряда вопросов (для этого нужно мобильное рабочее место). В связи с этим мы думаем, как организовать мобильные рабочие места, чтобы их или можно было бронировать, или каким-то другим образом организовать работу.
С теми, кто готов работать на удаленке, мы приняли решение, что до конца года они работают из дома, и у нас еще есть время, чтобы продумать, как они дальше будут работать.
– Как вы решили контролировать удаленных сотрудников?
– Понятно, что не всех можно легко контролировать удаленно. По транзакционщикам рэперные точки контроля достаточно простые, но не у каждой должности они такие, нужно еще отработать механизмы планирования и контроля работы на дому, а это дополнительные усилия руководителей, определенный вызов — насколько у нас зрелые руководители, которые способны управлять людьми на удаленке.
Раньше у нас были месячные планы работы сотрудников, сейчас мы перешли на еженедельное планирование. В пятницу мы проводим итоговое совещание (хотя, понятно, что в течение недели тоже собираемся и смотрим, как продвигаются планы), и подводим итоги, что выполнено из поставленных задач, если что-то не смогли сделать, то в чем причины, что точно надо переносить, от чего можно отказаться, то есть меняем приоритеты, чтобы направить ресурсы туда, куда нужнее.
Задумываемся об использовании неких программ, которые фиксируют присутствие сотрудника на удаленке за компьютером, на сколько он отошел от компьютера, и т.п.
– Каким образом решаются вопросы с обеспечением компьютерами и ИТ-поддержкой удаленных сотрудников?
– Изначально мы раздали технику из офиса тем сотрудникам, кому она была нужна. Однако оказалось, некоторые надеялись, что удастся быстрее вернуться в офис и поэтому понадобилась дополнительная техника, мы ее адресно докупали. Что интересно, бухгалтерия, когда работала в офисе, долго сопротивлялась работе с двумя мониторами, которую мы ввели, как и большинство ОЦО. А вот когда бухгалтеры перешли на работу из дома, то выяснилось, что им теперь не хватает второго монитора, они им были предоставлены.
ИТ-поддержка работает у нас 24 на 7, посменно. Первые две недели было сложно, сейчас уже все отлажено. Первое время была проблема, что некоторые сотрудники теряли ЭЦП, кто-то пароль забудет, а удаленно достаточно сложно восстановить пароль для ЭЦП, то есть на это приходилось тратить много времени, сейчас расписали, сколько этот процесс стоит, люди стали внимательнее относится.
Ключевая проблема все-таки – не техническое обеспечение, а бытовые и семейные условия, маленькие дети, поэтому для некоторых сотрудников вынуждены устанавливать гибкий график, то есть главное, чтобы были выполнены задачи, пусть не с 8 до 17, а в течение дня.
– При удаленной работе особенно важны коммуникации. Как они у вас организованы?
– Мы проводим групповые конференции, а в пятницу делаем видеоконференции (предупреждаем, чтобы все были красивые, как в офисе), живое общение очень важно, видеосвязь бодрит.
– Какие основные выводы вы сделали по итогам удаленной работы?
– Опыт работы в условиях пандемии показал, что мы можем не ограничиваться сейчас штатом сотрудников в каком-то одном регионе, перед нами открыт весь мир, но мы понимаем, что и у других компаний к нашим сотрудникам будет такое же теперь отношение. Если у нас будет возможность нанимать сотрудников в других регионах, то нам предстоит понять, как выстраивать с ними работу – хоть в Караганде, хоть в Воркуте, в любой точке. Мы должны поменять и требования при приеме таких сотрудников – важно, чтобы у них был дома кабинет, возможности для удаленной работы. Это все вопросы, которые нам еще предстоит решить.
На будущее надо будет думать и про обучение удаленных сотрудников, и про внедрение для них корпоративной культуры, и про поддержку вовлеченности и чувства приверженности компании для удаленных сотрудников.
По нашим сегодняшним оценкам, на удаленную работу в будущем можно вывести до 50% сотрудников ОЦО.
Беседовала Анна Чернецкая
Как психологически подготовиться к выходу из карантина
Психолог Анна Корищенко предлагает десять правил, которые позволят минимизировать стресс при возвращении на работу
ОПЫТ: ОЦО Ростелеком остается на удаленке
Екатерина Румянцева объясняет, почему в возвращении в офис нет необходимости.