Сообщество профессионалов выделенного сервиса
Стать резидентом Стать резидентом Вход
Соцпакеты в 2024 году: как изменяются потребности сотрудников
Статья 28.01.2025

Соцпакеты в 2024 году: как изменяются потребности сотрудников

HR-рынок России испытывает нехватку квалифицированных специалистов. В связи с этим растет значение различных бенефитов. В 2024 году hh.ru провел исследование трендов HR-рынка, уделив отдельное внимание соцпакетам. В опросе участвовали представители различных отраслей — от IT и торговли до медицины и промышленности, что подчеркивает универсальную значимость соцпакетов. Мы проанализировали, какие же опции в соцпакетах являются наиболее значимыми для сотрудников.

Соцпакет как способ адаптации к вызовам времени

Организации видят в социальных пакетах способ решения множества задач. Так, 65% работодателей рассматривают соцпакеты как возможность повышения лояльности и вовлеченности сотрудников. Это особенно актуально для тех, кто работает в высококонкурентных отраслях, таких как IT, медицина или строительство. Поддержка, которую компании оказывают своим сотрудникам через бенефиты, способствует созданию благоприятного климата в коллективе.

В то же время 53% организаций используют соцпакет для усиления HR-бренда и удержания сотрудников. Значимые опции в соцпакете, например, предоставление корпоративного транспорта или помощь в релокации, помогают работодателям выиграть конкуренцию за талантливых сотрудников на рынке труда.

Около половины работодателей (48%) рассматривают соцпакет как инструмент для привлечения квалифицированных специалистов. Это особенно важно в условиях кадрового дефицита, когда на каждую вакансию приходится меньше двух резюме, как показывает индекс hh.ru. 

Не менее важно и повышение мотивации и производительности сотрудников — эту функцию соцпакетов отметили 48% опрошенных. 

Кроме того, соцпакет помогает в борьбе с выгоранием — эту задачу называют важной 21% компаний. Такие меры, как компенсация занятий спортом или финансирование обучения способствуют улучшению физического и эмоционального состояния работников. 

Лишь 10% компаний не ждут от соцпакета решения конкретных задач.

Рисунок 1. Что входит в соцпакет
Трансформация содержания пакетов

За последние два года произошли заметные изменения в структуре социальных пакетов (см. рис. 1). 

Одной из тенденций стало снижение популярности добровольного медицинского страхования (ДМС). Если в 2022 году его предлагали 78% работодателей, то к 2024 году эта доля сократилась до 65%. 

В то же время материальная поддержка в сложных ситуациях остается востребованной, хоть и ее доля снизилась с 78% до 74%. Это может быть связано с перераспределением ресурсов на другие элементы соцпакета.

Такие опции, как предоставление ноутбуков, телефонов и другой техники, тоже потеряли свою актуальность, снизившись с 66% в 2022 году до 58% в 2024 году. Вероятно, это связано с насыщением рынка — многие сотрудники уже обеспечены необходимой техникой.

В то же время растет значимость компенсации питания (рост за два года с 27 до 36%), а также компенсации топлива и ГСМ (рост с 13 до 22%). Подобная динамика наблюдается и в компенсации спортивных занятий, что отражает тренд на заботу о своих сотрудниках. Также компании начинают больше внимания уделять страхованию жизни и здоровья.

В рейтинге самых ценных опций соцпакетов для сотрудников также произошли заметные изменений (см. рис 2). В 2024 году корпоративный транспорт стал самой важной опцией, поднявшись с 69% до 79%, что может быть связано с потребностью в улучшении логистики и поддержке гибридного формата работы. Компенсация питания также значительно увеличила свою ценность.

Рисунок 2. Рейтинг самых ценных опций для сотрудников

ДМС остался важным элементом, но его значимость немного снизилась. Некоторые опции, такие как предоставление техники (59%), оплата связи и интернета (55%) и обучение (40%), сохранили свою популярность, но уступили по важности другим бенефитам, таким как компенсация питания.

Рисунок 3. Ценные бенефиты внедрены редко
Что важно сотрудникам и что предлагают компании

Данные исследования показывают, что восприятие ценности определенных бенефитов сотрудниками и их реальное внедрение часто не совпадают (см. рис. 3). Так, корпоративный транспорт — наиболее востребованная опция среди сотрудников. Однако только 18% компаний предоставляют эту услугу. Аналогичная ситуация наблюдается и с компенсацией питания: она важна для 75% сотрудников, но лишь 36% компаний включают ее в соцпакет. 

Существует и положительная динамика. Например, материальная поддержка в сложных ситуациях, которую ценят 64% сотрудников, внедрена у 74% работодателей. Это свидетельствует о том, что компании продолжают ориентироваться на потребности работников.

ДМС, несмотря на вышеописанные тренды, все же остается значимым бенефитом: его ценят 73% сотрудников, а в соцпакетах он доступен у 65% компаний. Такие опции, как предоставление техники и оплата расходов на связь, имеют достаточно высокое распространение. Это может быть связано с тем, что эти опции уже стали стандартом для многих компаний, особенно при гибридных форматах работы.

Менее популярные среди сотрудников опции, например, компенсация спортивных занятий (32%), внедряются реже (22%). Таким образом, при формировании соцпакетов компании стараются учитывать приоритеты сотрудников и стремятся сохранить баланс, внедряя доступные и значимые для большинства опции.

Рисунок 4. Что мешает актуализировать набор бенефитов
Препятствия к обновлению бенефитов

Несмотря на очевидную пользу соцпакетов, компании часто сталкиваются с препятствиями на пути их внедрения. На примере компенсации питания можно выделить несколько причин (см. рис. 4).

Одним из наиболее распространенных препятствий является нехватка бюджета. Около 44% компаний указывают, что отсутствие финансовых ресурсов ограничивает возможности по расширению и улучшению соцпакетов. 

На втором месте по значимости стоит сложность организации и администрирования новых бенефитов — 38% опрошенных отмечают, что процесс внедрения требует значительных усилий и ресурсов. Это включает организационные вопросы и юридические аспекты, например, необходимость соблюдения налоговых и трудовых норм при предоставлении дополнительных льгот.

Еще одной причиной, мешающей обновлению пакетов, называются более актуальные опции, которые воспринимаются как приоритетные для сотрудников. 27% компаний указали, что в условиях ограниченных ресурсов они предпочитают внедрять новые бенефиты, которые кажутся более востребованными.

19% работодателей также уверены, что у сотрудников просто нет потребности в определенных бенефитах. Это может зависеть от особенностей самой организации, ее сферы деятельности или возраста персонала. При этом 6% компаний ограничивают внедрение определенных бенефитов для небольшой группы сотрудников, что, в свою очередь, сужает круг тех, кто может получить такие привилегии.

Будущее бенефитов: гибкость и персонализация

Очевидно, что успешные компании все чаще применяют индивидуальный подход при формировании соцпакетов. Это позволяет учитывать реальные потребности сотрудников и одновременно сохранять финансовую устойчивость. Выбор между расширением стандартного набора и внедрением точечных решений зависит от возможностей компании, ее целей и общей ситуации на рынке труда.

Таким образом, социальный пакет в 2024 году стал не просто бонусом для сотрудников, а важным элементом стратегического планирования и управления. Умение находить баланс между затратами и потребностями позволяет компаниям оставаться конкурентоспособными на сложном рынке труда.

«Мы продолжим трансформировать наш ОЦО»
«Мы продолжим трансформировать наш ОЦО»
#Лучший опыт, #Тренды

Наталья Старикова, ОЦО «Уралхима», – о достижениях в основных сервисах ОЦО, а также о развитии цифровизации и экспертизы.

«Основной тренд в индустрии сегодня – это тренд на качественные данные»
«Основной тренд в индустрии сегодня – это тренд на качественные данные»
#Тренды, #Управление эффективностью, #Цифровизация

Екатерина Юрченко, - о том, почему качество данных и работа с ними становятся одним из основных приоритетов в работе ОЦО.

Похожие Статьи

Портрет ОЦО – 2024
#Исследования #Развитие ОЦО #Создание ОЦО
Портрет ОЦО – 2024

Как выглядит типичный российский ОЦО: функционал, возраст, численность и другие показатели

Как качество коммуникаций влияет на операционную эффективность
#HR #Тренды
Как качество коммуникаций влияет на операционную эффективность

80% российских компаний рассматривают внутренние коммуникации как сервисную, а не стратегическую функцию.

Новогодний корпоратив для сотрудников: праздник все-таки состоится
#HR #Тренды #Управление персоналом
Новогодний корпоратив для сотрудников: праздник все-таки состоится

Впереди декабрь, а конец года традиционно становится для многих компаний не только напряженным периодом для завершения всех рабочих задач, но и временем праздничных корпоративов. Планируют ли компании и ОЦО корпоративно отмечать Новый год в этом году, и если да, то как именно, — читайте в нашем материале. Будут ли компании проводить корпоративы? Клуб ОЦО провел […]

10 основных HR-трендов в 2025 году
#HR #Тренды
10 основных HR-трендов в 2025 году

От удержания персонала до цифровых технологий и развития бренда работодателя - изучаем, что будет актуально на рынке труда в будущем году.

Данный веб-сайт использует файлы cookie для того, чтобы сохранить данные на вашем компьютере. Если вы продолжаете работать с этим веб-сайтом, мы предполагаем, что вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.