
Повышение эффективности стало главной причиной внедрения бизнесом электронного документооборота. Документооборот с покупателями и поставщиками продолжает оставаться самым массовым процессом, переведенным на юридически значимый ЭДО. А среди основных препятствий внедрения безбумажных технологий – технические ограничения и трудоемкость процесса, а также сопротивление контрагентов, – таковы результаты традиционного исследования ДРТ Тех.
Ключевые тренды и цели внедрения ЭДО
В ходе исследования были опрошены представители 94 компаний, опрос позволил выявить главные тенденции цифровизации документооборота.
Основная цель внедрения ЭДО – эффективность. ОЦО стал вторым после бизнеса ключевым бенефициаром по выгодам от перехода на электронный документооборот.
Законодательные требования впервые перестали быть одним из ключевых мотивов перехода на ЭДО, теперь развитие ЭДО входит в одно из важных направлений программы цифровизации компаний.
Как свидетельствуют опрос, 93% компаний готовы при переходе на ЭДО действовать достаточно свободно, ориентируясь на действующее законодательство и не дожидаясь формирования официальной позиции исполнительных органов или судебных решений.
72% опрошенных применяют систему электронного документооборота (СЭД/ECM).
Почти треть респондентов назвали бизнес-подразделения инициаторами внедрения ЭДО. Половина участников исследования считают финансовый и ИТ-департаменты главными подразделениями, управляющими внедрением и развитием ЭДО.
Пока только 8% респондентов имеют полный перечень регламентирующих документов, включая и договоры, и политики, и оба вида регламентов для внедрения ЭДО, однако это в два раза больше по сравнению с прошлым годом.
Счета-фактуры на первом месте среди оцифрованных документов
Среди документов, наиболее часто переводимых в электронный вид, компании назвали счета-фактуры, первичные учетные документы и договорные документы.
Также участники исследования выделили основные процессы, переведенные на юридически значимый электронный документооборот (ЮЗЭДО):
- обмен с поставщиками;
- обмен с покупателями;
- кадровый документооборот.
Согласно исследованию, доля ЭДО-транзакций в документообороте с поставщиками и покупателями достигает 80-90%
В топ-3 планируемых проектов по развитию и оптимизации системы ЮЗЭДО респонденты включили:
- перевод в ЭДО договорных документов;
- перевод в безбумажный формат внутренних кадровых и некадровых документов;
- перевод в электронный вид транспортных документов.
Факторы, мешающие развитию ЭДО в компании
Компании назвали основные факторы, которые тормозят развитие электронного документооборота. Среди них на первом месте – трудоемкость процесса и технические ограничения. Сопротивление контрагентов стало более популярным ответом, чем в прошлом исследовании, и заняло второе место среди тормозов ЭДО.
На третье место поднялся такой фактор, как недостаточное число формализованных видов документов, – все же очевидно, что компании предпочитают внедрять уже утвержденные формализованные форматы, а не разрабатывать форматы самостоятельно, чтобы не усложнять себе жизнь. На 40% по сравнению с прошлым годом выросла доля респондентов, отмечающих препятствие во внедрении ЭДО в виде недостаточности формализованных видов документов и недостаточной прозрачности законодательства
Почти половина компаний измеряют эффективность ЭДО
Как показало исследование, эффективность внедрения ЭДО измеряют в основном те, кто считает этот показатель или скорость основным мотивом перехода на ЭДО (47%).
Поиск ресурсов продолжает оставаться наибольшей сложностью для подразделений, поддерживающих ЭДО (51%).
Еще один интересный тренд – использование услуг двух операторов. Об этом сообщило 44% респондентов.
Электронный документооборот с иностранными контрагентами продолжает оставаться самым несущественным (11%), хотя и показал трехкратный рост в этом году.
Более чем на 60% выросло применения неквалифицированной электронной подписи (НЭП) во внутреннем документообороте, в том числе и в кадровом.
Резюме
Российские компании активно продолжают цифровизацию документооборота. У большинства компаний наибольший объем ЮЗЭДО достигнут в части документооборотов с поставщиками и покупателями (80-90%). Однако доля компаний, где документооборот с контрагентами полностью переведен в электронный вид, пока невелика. Это означает, что предстоит еще серьезная работа по развитию ЭДО в бизнесе.

Моделирование численности персонала: подходы и решения
Анна Гвоздева, Альфа-Банк, – о том, как планирование численности в зависимости от определенного драйвера позволяет оптимизировать количество сотрудников.