С августа по сентябрь 2021 года ABSL совместно с PwC провели исследование среди 68 румынских компаний с численностью сотрудников более 47 000 человек и совокупным оборотом 1,4 миллиарда евро. Респонденты ответили на вопросы, касающиеся организации рабочих процессов, новых требований к сотрудникам, возможных рисков и намечающихся трендов. В настоящее время в сфере бизнес-услуг занято 179 000 сотрудников.
Среди самых больших рисков румынские компании BPO назвали утечку персонала, экономическую и социально-политическую среду, налоговое законодательство и конкуренцию.
«Найти квалифицированных сотрудников — самая большая проблема на сегодняшний день. Иностранные языки, особенно немецкий или менее распространенные (голландский, скандинавские языки), остаются основными критериями при приеме на работу, — комментирует Сиприан Дэн. — В компаниях отрасли в среднем используются восемь языков для предоставления услуг, но их количество может увеличиваться. У нас также есть компании, говорящие на 30 языках. Цифровые навыки (например, SAP для работы с клиентами, JAVA для IТ или CRM и ERP для HR) являются обязательными знаниями для будущих сотрудников. И последнее, но не менее важное для кандидата: так называемые soft skills и адаптивность».
65% опрошенных компаний планируют вернутся в офисы в 2022 году, треть (34%) вернулись в офис к концу 2021 года. Это стало возможным благодаря повышению уровня вакцинации и уменьшению количества заболевших.
64% сотрудников, которые сейчас работают из дома, заявили, что будут работать в офисе от 5 до 10 дней в месяц, 25% — более 10 дней в месяц, 11% компаний — менее 5 дней в месяц. Приходить в офис они планируют только на командные собрания, корпоративные мероприятия или обучающие программы.
Что касается гибридной системы, то 67% компаний выбрали для работы именно ее. Имея четко прописанный регламент, 30% организаций позволят сотрудникам самим выбирать дни, когда они будут работать из офиса. В настоящее время 84% компаний работают из дома, 12% — из офиса, 4% — откуда угодно.
46% компаний отметили, что онлайн-рекрутинг сложнее и требует больше времени. 36% организаций высказались в его пользу, ссылаясь на то, что онлайн-наем дает доступ огромному количеству потенциальных кандидатов и обладает гибкостью.
«Компании, предоставляющие бизнес-услуги, по-прежнему остаются одними из самых привлекательных работодателей. Несмотря на год под знаком ковида, 80% компаний увеличили зарплату в 2021 году, при этом средний рост составил 6,4%. Более 50% компаний предлагают фиксированные бонусы, а 67% из них предлагают бонусы по результатам», — говорит Франческа Постолаш, вице-президент ABSL.
70% компаний сохранили офисные помещения с начала пандемии, 23% уменьшили площадь, и 7% зарегистрировали рост. Причем рабочие пространства в настоящее время адаптированы к новым правилам, установленным пандемией, и используются в основном для групповых встреч.
Что касается услуг, предоставляемых индустрией, 32% сотрудников заняты в работе с клиентами, 26% — IТ, 18% — услуги финансового учета, 4% — управление поставками, 4% — телекоммуникации, 3% — HR, 2% — банковские, 10% — прочие услуги. В 87% компаний отрасли средний возраст сотрудников составляет от 25 до 34 лет.
Также пандемия повысила лояльность сотрудников (коэффициент отсева): 17% сотрудников покинули компанию в первые семь месяцев 2021 года по сравнению со средним показателем в 26%, зафиксированным в 2019 году.
Отмечающаяся новая тенденция связана с тем, что 43% компаний в отрасли используют субподрядчиков или фрилансеров в ситуациях, когда рабочая нагрузка увеличивается (нетипичное или сезонное увеличение) из-за необходимости специальных профессиональных навыков или снижения затрат.
«Мы находимся в переломном моменте, который затрагивает рабочие процессы во всем мире. Эта трансформация еще далека от завершения и намного глубже, чем кажется. Нам предстоит научиться управлять долгосрочными эффектами новой рабочей среды таким образом, чтобы сохранить внутреннюю эффективность нашей отрасли. Однако одно нам понятно уже сейчас: безмятежность и предсказуемость нашей рабочей среды до пандемии остались в прошлом.
В то же время человек не может продолжать существовать преимущественно в виртуальной среде. Нам по-прежнему будет требоваться прямое физическое взаимодействие для развития. Те, кто отказывается приспосабливаться, страдают, а те, кто пользуется возможностями, будут процветать в соответствии с неумолимым законом эволюции. Оглядываясь назад на восхождение прошлых лет, я не утрачиваю оптимизма и верю в способность нашей отрасли адаптироваться», — говорит Кэтэлин Иоргулеску, вице-президент ABSL.
ОЦО «УРАЛХИМ»: мы — плацдарм для отработки инновационных решений
Наталья Старикова, ОЦО «УРАЛХИМ»,– о том, как цифровизация, ЭДО и развитие экспертизы команды ОЦО позволит предвосхищать ожидание бизнеса.
ОЦО «Магнит»: активно развиваем цифровые сервисы
Ольга Прудникова, ОЦО Магнит, – о внедрении цифровых инструментов, программе наставничества в онлайн-формате и роли ОЦО во внедрении ERP-системы.